Продуктовый магазин у дома — как открыть бизнес с нуля

Читатели IQR просили сделать материал про обычные продуктовые магазины в нашей рубрике «Бизнес». Сегодня мы сделаем расчет, сколько в среднем зарабатывает маленький магазин продуктов. На Западе этот формат известен как «convenience store», у нас — продуктовый магазин у дома или мини-маркет шаговой доступности. В этом материале мы расскажем, какая примерно выручка, маржа и прибыль у такого формата бизнеса, от чего зависит успех такого малого предприятия, и какие идеи можно перенять у сетевых западных гигантов.

Магазин у дома vs. Convenience store

Почему в России нет магазинов шаговой доступности — экскурс в экономическую историю

Самое любопытное в этой сфере бизнеса, с чего следует начать — в России абсолютно не развита система магазинов шаговой доступности! Исторически сложилось так, что по всей стране были только магазины с названием «Продукты». Качеством сервиса они не отличались.

магазин в деревне
Продуктовый магазин советского образца

Алиса, редактор:

«Я не настолько старая, чтобы помнить Советский Союз, но хорошо помню, как мы в пятом классе ходили на большой перемене в один магазинчик рядом со школой. Продавщица там была «советской закалки». Покупатель для нее был врагом и раздражителем. Стоило замешкаться, выбирая шоколадный батончик, как раздавался поток брани, сводящийся кратко к фразе: «Чего приперлись? Или покупайте, или проваливайте!»

Меня всегда поражало, как можно получать зарплату за такую работу, и почему ее не выгонял хозяин. Никакого понятия сервиса в девяностых не было — надо полагать, такое отношение к покупателям сформировалось из опыта работы времен СССР, раз это было для старой продавщицы нормой. Иначе как ее не выгнали за столько лет? Магазин этот потом разорился, разумеется. Но в тот момент выбора у нас не было, мы продолжали ходить в этот магазин — единственный рядом со школой — при этом старались выбирать побыстрее и проваливать. Монополистическая конкуренция, однако.

Поскольку эти торговые точки не отличались качеством обслуживания и выбором, как только появились первые супермаркеты, люди стали ходить туда, как на экскурсии. Первые супермаркеты были очень тесными, но в конце девяностых казались людям вершиной торгового совершенства. Поэтому поток покупателей в магазинах у дома с откровенно паршивым сервисом быстро иссяк.

В результате, магазины «Продукты» стали массово разоряться, а их место заняли супермаркеты, и далее, в двухтысячных в Россию пришли гипермаркеты с еще большим выбором. Так мы пришли к уникальной ситуации: в России нет магазинов шаговой доступности. Вообще. Есть только маленькие супермаркеты эконом-класса «Магнит» и «Пятерочка». Но это совсем не то, что подразумевает нормальный человек на Западе (или Востоке) под словами «convenience store».

Формат продуктового магазина шаговой доступности в России — как получилось

Рынок мелкого ритейла в России фактически поделен между X5 Retail Group («Пятерочка, «Перекресток») и сетью «Магнит». Первая сильнее представлена в Москве, вторая — в регионах. «Х5 Груп» года три пыталась «разродиться» сетью магазинов шаговой доступности. И вот в 2015 году в Москве и области стали открываться точки формата «Перекресток Экспресс».

Как открыть магазин

Алиса, редактор:

«При подготовке этого материала я специально отправилась поглядеть, что же за чудо такое — неужели наконец-то сделали нормальный формат маленького магазина? Зашла, прошла по кругу… и ничего не нашла. Ничего, что там должно быть! Просто маленький супермаркет с круговой схемой прохода и неадекватно высокими ценами. «Доширак» по 37 рублей, и его негде даже заварить за эти деньги, они там обезумели что ли?

У группы Х5 столько денег, и они не могли послать людей на обучение, чтобы посмотреть, как должен выглядеть нормальный минимарт? Это просто позорище уровня поселкового «Магнита», больше никогда туда не зайду.

Естественно, ребята из X5 Retail Group уже пиарят свой маркетинговый пшик под видом суперприбыльного и надежного бизнеса. С условиями франшизы на «Перекресток Экспресс» вы можете ознакомиться здесь, но, во-первых, они грабительские, во-вторых, любой Вася с тремя извилинами может сделать магазин лучше и ничего не платить за франшизу.

стоимость франшизы Х5

Расчет здесь — только на бренд «Перекрестка» в названии, больше никаких преимуществ франчайзи за свои деньги не получит».

Convenience store — как должно быть

Магазин Сэвен-Элэвен

Самая популярная сеть маленьких продуктовых магазинов в мире называется 7Eleven. Это американо-японская сеть мини-маркетов, в которой все продумано. Название произошло от часов работы первых магазинов (с 7 утра до 11 вечера), но сейчас магазины сети во всем мире работают круглосуточно.

Если сравнивать с российскими точками, больше всего магазины сети «Севен-Элевен» похожи на маленькие магазинчики для дальнобойщиков на федеральных трассах. Там можно купить нескоропортящуюся еду, заварить «Доширак», съесть тост, пиццу, сосиску и еще кучу дешевой продукции быстрого приготовления и запить колой из автомата. Наполнение магазинов дополнительными «фишками» различается и зависит от площади.

холодильник с мороженым

Приличный 7Eleven снабжен*:

  • автоматом для холодного кофе и чая;
  • кофеваркой;
  • льдогенератором;
  • автоматом с разливной колой;
  • холодильником со льдом;
  • холодильником с мороженым;
  • микроволновкой;
  • кондиционером;
  • холодильником с полуфабрикатами быстрого приготовления;
  • тостером;
  • бойлером с горячей водой.

*Мы выделили жирным шрифтом минимальное наполнение, которое поставляется в каждый магазин сети.

Суть в том, что в магазине можно полноценно перекусить. И стоит это очень дешево. В Таиланде, например, мини-маркеты такого формата стоят через каждые 300-500 метров. В последнее время их там открыли столько, что уже есть сомнения, зарабатывают ли они что-то. На одно только электричество такой магазин может тратить больше тысячи долларов в месяц. Но проходимость все равно достаточно высокая.

Открытие сети магазинов такого типа, безусловно, обречено на успех, ничего подобного нет ни у одной сети в России. Большой плюс такого минимарта для собственника — малое количество скоропортящихся продуктов (нет овощей и фруктов как в «Пятерочке», которые создают грязь и вонь, и требуют дополнительные ресурсы для взвешивания). Почти ничего не списывается.

Бизнес-план продуктового магазина

Технические моменты

Открыть продуктовый магазин с нуля довольно просто при наличии денег. Лучше, конечно, иметь помещение в собственности. Когда вкладываешь деньги в ремонт чужого помещения под свой бизнес, «капает» аренда, поддержки крупного бренда нет, а результат неизвестен, хорошего сна не дождешься.

В принципе, основных технических моментов два:

  • Открыть магазин можно только в нежилом помещении. Если у вас есть ненужная квартира на первом этаже, надо перевести ее в нежилой фонд и согласовать пристройку ступеней.
  • Вам понадобится открыть ООО, так как ИП не может торговать крепким алкоголем.

Сколько стоит открыть продуктовый магазин

Давайте прикинем, сколько надо вложить денег в открытие магазина формата convenience store (без учета стоимости помещения). Примерная площадь, которая нас интересует — 100 квадратных метров.

  1. Отделочные работы — не менее 400 тысяч рублей.
  2. Оборудование — минимум от миллиона рублей.
  3. Первичная закупка товара — порядка 2 миллионов рублей.
  4. Накладные, юридические, транспортные и прочие расходы — 200 тысяч рублей.

Это очень грубый минимум без детальных подсчетов и разбивки сметы. Итого получаем 3,6 миллиона плюс стоимость помещения. Таким образом, с покупкой помещения открытие магазина обойдется от 10 миллионов рублей. Что делает порог входа в розничную торговлю достаточно высоким, чтобы отсечь от этого бизнеса всех случайных людей.

Действительно, это скорее надежная инвестиция «на старость» с прогнозируемыми выручкой, прибылью и сроком окупаемости для состоявшихся бизнесменов, чем стартап для молодых.

Выручка и прибыль среднего магазина продуктов

Мы посмотрели предложения о продаже готового бизнеса — небольших продуктовых магазинов у дома в спальных районах Москвы. Продавцы заявляют примерно такие цифры:

  • выручка — 2,5-3,5 миллиона рублей в месяц;
  • аренда — 150-500 тысяч, в зависимости от площади торговой точки;
  • фонд оплаты труда — до 400 тысяч;
  • прибыль — 100-300 тысяч.

При этом магазин может продаваться за 500-1500 тысяч. Понятно, что никакой прибылью там на самом деле и не пахнет, кто-то просто хочет спихнуть убыточную точку. Адекватные предложения о продаже бизнеса начинаются от 3,5 миллионов рублей, что эквивалентно вложениям в открытие новой розничной точки с арендуемым помещением.

Более подробно: Как взять действующий магазин в аренду и можно ли на этом заработать?

Нетрудно заметить, что при заявленных цифрах средняя торговая наценка должна быть не менее 100%. Отдельно взятая торговая точка не имеет возможности закупать товары по ценам сети, поэтому закупочная цена, которую мы бегло прикинули, посмотрев оптовые цены, в среднем будет на 80% ниже розничной.

Расчет на примере реальной точки

Что покупают в маленьких магазинах

Алиса, редактор:

«У меня около дома на автобусной остановке есть круглосуточная палатка. Ну как палатка, они забетонировали пол, как положено по закону, но суть не поменялась. Я наблюдаю за ней годами. Очень много соседних магазинов на первых этажах разорилось за несколько лет, а они прекрасно работают. Площадь с учетом склада — метров 60-70.

Помимо удачного расположения на перекрестке, у них два преимущества: круглосуточный режим работы и очень сбалансированный ассортимент. Это не «Севен-Элевен», конечно, но там есть все, за чем лень ехать в гипермаркет — от кошачьего корма до чипсов.

Там три или четыре продавщицы, которые работают посменно годами и получают не знаю сколько, но вряд ли больше 45 тысяч. Там всегда есть клиенты. Средний чек навскидку — рублей 200-300, но за час магазин обслуживает порядка 40-50 покупателей. В ночные часы — 5-10 человек, в основном это местные алкаши, у которых есть личная договоренность о покупке алкоголя ночью в обход закона о запрете его продажи после 11 вечера.

Ну вот и считаем. Цены там выше, чем в «Пятерочке». При этом там чище и быстрее обслуживают, хотя касса всего одна. Расчет простой. Магазинчик этот делает порядка 4-5 миллионов оборота, и даже если он полностью «по-белому» платит все налоги, то «лимон» чистыми несет минимум хозяину в месяц».

Выводы

Чтобы преуспеть в этом бизнесе, вам надо:

  • найти хорошее помещение у дороги, рядом с перекрестком или другим подходящим местом;
  • предоставлять сервис и ассортимент, которого нет у других;
  • иметь хотя бы 4 миллиона рублей для старта.

Если вы хотите открыть успешный мини-маркет, обязательно продумайте ассортимент со снеками и едой быстрого приготовления, используйте передовой западный опыт и поставьте микроволновку. Народ быстро оценит сервис и потянется к вам.


7 комментариев

    1. Можно открыть магазин, имея всего 600 тыс. Напишите мне, поделюсь как, сама через это прошла

  1. По-моему таких маленьких магазинчиков полно. И конкуренция очень высокая.

    1. А это смотря где и в каком формате. В европейском формате, да, их нет. Но в русском-то достаточно. Просто тут надо различать, европейскому формату магазинов «У дома» надо стоять у дороги, а наши магазины у дома, это магазины прямо в твоем доме в спальном районе, где ты можешь купить необходимый набор еды. Ну и набор оборудования разный, европейский вариант требует от предпринимателя раскошелиться на все для фастфуда и нанять человека, который еще захочет всем этим заниматься. Исконно русский же — просто касса с расчетом в виде одного человека.

    2. Важно, что описание сети где можно перекусить это не магазин у дома, а магазин у дороги с хорошим трафиком потенциальных покупателей.
      В спальном районе хорошего трафика для обеспечения безубыточности получить очень сложно, на это стоило бы обратить внимание.
      То что таких магазинов мало — ещё не значит что это рентабельно, по сравнению просто с хранением денег в банке под 10%.

  2. Тут не сказано много важного. Например, если вы захотите нанять на работу мигрантов из других стран, или же при наличии других особенностей ведения торговли – об этом обязательно следует узнать в органах контроля или налоговой службе. Если вы хотите открыть магазин продуктов с нуля, я бы посоветовал обязательно как можно более тщательно ознакомиться с магазинами конкурентов – с их товаром, уголком покупателя, ремонтом помещения и ценовой политикой.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *