Тем, кто часто путешествует: о сервисе "народной" доставки из-за границы Grabr

Отправляясь в другую страну, многие люди везут с собой список того, что нужно привезти с собой. Родным, друзьям, знакомым, знакомым знакомых — обязательно найдутся те, кому нужно что-то купить за рубежом.

С недавних пор на таких вот сувенирах появилась возможность зарабатывать. Пусть не миллионы, но отбивать какую-то часть затрат на билеты — вполне реально. А делать это можно с помощью специального сервиса: Grabr.io. IQReview подготовил обзор этого стартапа — ознакомиться с ним будет особенно полезно тем, кто регулярно бывает в других странах.

О работе сервиса: география, возможности и принцип работы

Вначале — ознакомимся с описанием самого сервиса.

Тем, кто пользовался/пользуется сервисами вроде Uber, Blablacar, Booking – новинка наверняка сразу окажется понятной. Суть та же: мы имеем сайт (есть и приложение под iOS), на котором нужно зарегистрироваться для использования. Этот сайт выступает в роли площадки, на которой заказчик и исполнитель находят друг друга и договариваются о сделке.

После регистрации пользователи могут либо оставлять заявки на «доставку» нужных им вещей, либо наоборот — оставлять заявки на выполнение доставки, откликаясь на предложения.

Сам процесс совершения сделки реализован в виде аукциона, и поэтапно выглядит следующим образом:

  1. Пользователь, которому нужен какой-то товар из-за рубежа, размещает заявку на Grabr. Указывать нужно категорию покупки, ее цену, нужный срок доставки и предлагаемую «награду». В идеале к каждому «заказу» должно прилагаться подробное описание того, где и как можно приобрести нужную вещь (ссылка на онлайн-магазин, или точный адрес). В противном случае (если путешественнику нужно самостоятельно искать, где и как найти товар) за услуги доставки пришлось бы платить больше — из-за затрачиваемого времени.

  2. Путешественники, которые могут доставить посылку — начинают оставлять отклики, указывая свою дату приезда.

  3. «Заказчик» выбирает предложение с наиболее подходящими условиями.

  4. Путешественник покупает нужную вещь.

  5. По прибытию «исполнителя» товар передается «заказчику» оговоренным способом. Это может быть как личная встреча, так и почтовая посылка.

Теперь о главном — о размере и способе оплаты. Выше упоминалось, что с помощью Grabr можно зарабатывать. Конкретного прайса на услуги — нет, однако по статистике оплата такой «доставки» составляет около 10-20% от цены товара. От каждой сделки Grabr получает фиксированную комиссию — 7%.

Сам процесс оплаты на стадии разработки вызвал проблему: надо было решить, как его удобнее всего реализовать. Если заказчик вносит предоплату — путешественник мог просто забрать ее, и пропасть со связи. И наоборот — если путешественник покупает товар за свои деньги без гарантий — посылку могут не забрать по приезду.

Чтобы защитить обе стороны, сервис реализовал оплату таким способом: при заказе стоимость покупки замораживается на карте покупателя. Списывание средств и перевод на карту осуществляется после того, как заказчик подтвердит получение посылки.

Дополнительным источником дохода сервиса является партнерство с 15 (на конец 2016 года) онлайн-магазинами (среди них — крупные порталы вроде eBay и Amazon). Если пользователь с Grabr приходит в магазин-партнер — сервис получит от 6% до 10% от суммы покупки.

Перед запуском сервиса его создатели перебрали 20 стран — чтобы выбрать те из них, в которых ожидался наибольший эффект. Для этого под каждую страну на 5 дней запускалась пробная рекламная компания с небольшим бюджетом. После завершения рекламной акции — анализировался отклик. Таким образом были отобраны США, РФ, Аргентина, Бразилия, Перу, Таиланд и Вьетнам — изначально (весной 2016 года) Grabr был запущен для этих стран. Позже (в сентябре) были подключены еще Сингапур и Гонконг. Это — не предел: компания уже планирует выход на Китай, Индию, Бангладеш и Южную Америку.

Краткая статистика за период работы

Поскольку Grabr запущен не вчера и даже не месяц назад (тестовая версия начала работать еще в сентябре 2015 — то есть больше года назад), уже можно подвести какие-то итоги:

  • самые активные заказчики — граждане России, Перу, Аргентины и Бразилии;

  • самые активные исполнители — американцы и граждане стран Европы;

  • в конце осени 2016 года общая сумма заказов превышала $17 млн;

  • цена привлечения 1 клиента — около $22.3;

  • доход с 1 клиента — около $25;

  • ежемесячный рост выручки — около 30%;

  • первые полгода работы в полноценном режиме принесли компании $53 тысячи от комиссии со сделок и $22 тысячи — от партнерских программ;

  • средний чек на Grabr — $250;

  • средний чек заказов из РФ — $140;

  • 1/5 всех заказов — делают граждане РФ.

pokupka-i-dostavka-cherez-grabr

По статистике Grabr пользуется популярностью — треть пользователей сервиса обращаются к нему повторно. Чтобы выйти на миллионную выручку, сервис должен иметь огромную базу клиентов — свыше 500 тысяч. Для этого требуются дополнительные средства, чтобы масштабироваться.

Создатели это прекрасно понимают, и сейчас работают на развитие бизнеса. По словам Дарьи, на данном этапе работы Grabr расходы получаются больше, чем доходы. Все вырученные средства уходят на аренду офисов, зарплаты сотрудников, выплату налогов и дальнейшее продвижение.

Для пиара Grabr используются такие каналы:

  • социальные сети;

  • контекстная реклама в поисковых системах;

  • реклама через известных лиц.

Вкратце об аналогах

Grabr в своем роде сложно назвать первопроходцем — сервисы подобного плана существовали и до этого. Правда, у аналогов имеются некоторые отличия.

Список такой:

  1. «Бандеролька»: отдаленно похожий сервис. Позволяет совершать покупки в разных американских онлайн-магазинах, которые собираются в одну посылку. Это позволяет экономить на доставке (но остается проблема с долгим ожиданием). Актуально для тех, кто покупает помногу и часто.
  2. Народная почта «Туда? Туда!»: практически полный аналог, отличающийся только тем, что позволяет организовать доставку не только покупок, но и обычных посылок (то есть передачу вещей от одного человека другому). Придумана и реализована примерно на полтора года раньше — в начале 2014. Сайт имеет мобильную версию. Также у сервиса есть активная группа Вконтакте, в которой дублируются наиболее «дорогие» и срочные заказы.
  3. Passenger.me (российский сервис): практически полный аналог Grabr, в котором была возможность доставки крупных партий. Прекратил работу в 2015 году. По словам Александра Бабарыко (совладельца Passenger.me), выжить на этом рынке можно, если обеспечить доступ к нишевым, редким товарам из европейских/американских источников, которые сложно/нельзя покупать обычным способом.

logo-grabr

Отдельно стоит сказать и о специальных группах в социальных сетях, через которые пользователи могут находить «заказы» и «исполнителя» на такую же доставку. Этот вариант плох тем, что в данном случае отсутствуют какие-либо гарантии, и обо всем приходится договариваться, полагаясь на честное слово. Ну и сам способ поиска реализован не так удобно.

О плюсах и минусах Grabr.io

Поскольку сервис позволяет осуществлять доставку товаров из-за рубежа — будем приводить преимущества по сравнению с обычной онлайн-покупкой в иностранных магазинах.

Для покупателей список плюсов такой:

  • заказ может быть доставлен быстрее, чем службой доставки (посылка из онлайн-магазина может идти 3-4 недели, тогда как путешественник — может возвращаться домой уже завтра-послезавтра);

  • доставка заказа обходится намного дешевле, чем пересылка почтовыми службами (как упоминалось выше — оплата через Grabr будет составлять в среднем 10-20% от цены товара, а вот при покупке в онлайн-магазине доставка может обойтись в 100% от стоимости);

  • посылки от онлайн-магазинов нередко «теряются», не доходя до конечного пункта (из-за ошибки в заполнении, или ошибки в работе почтовых служб);

  • отсутствуют проблемы с оформлением заказа (у многих пользователей возникают сложности с самим заказом в иностранных онлайн-магазинах — они не могут разобраться в том, как указывать адрес, как производить оплату, как подтверждать покупку);

  • можно получить товары, которые не получается найти в онлайн-магазинах, или которые не доставляются в вашу страну (к примеру — продукты питания).

 

Без минусов (для покупателя) тоже не обошлось:

  • пересылка таким способом — дело нестабильное: может быть, что прямо завтра кто-то сможет доставить нужную вещь, а может быть — что придется ждать месяц, пока не возникнет подходящей заявки;

  • пересылать получится только мелкие изделия: вряд ли кто-то захочет везти с собой телевизор.

Для путешественников плюс простой: вы получаете возможность получить какую-то сумму, просто кинув в дорожный чемодан несколько лишних вещей. Заработать на этом получится вряд ли, а вот вернуть часть стоимости билетов/сувениров родным — вполне получится. Если же удастся собрать сразу несколько заказов — это будет уже более выгодно.

Особенно полезным иметь аккаунт в Grabr будет тем, кто ездит/летает часто и регулярно, по наиболее «востребованным» маршрутам.

Об истории сервиса: кто, где и когда создал Grabr?

Создателями Grabr стали молодые предприниматели — Артем Федяев и Дарья Ребенок (сейчас — супруги). Их знакомство произошло на одном из барселонских пляжей, причем было им тогда по 15 лет. Вскоре пара разъехалась — в 16-летнем возрасте Артем учился в Нью-Йорке, Дарья — в Москве (окончила ВШЭ, факультет мировой политики и экономики, выучила 4 языка, работала в Ernst & Young и в Pirelli).

Артем начинал свою бизнес-деятельность с венчурных проектов. Первый результат — созданный вместе с другом Mywebroom: сервис, который использовался для хранения ссылок и закладок. Уже этот стартап был замечен: один из американских инвесторов (Клаус Дорнер) вложил в него $200 тысяч. Всего же Mywebroom собрал $4.5 млн. В Америке, кстати, менталитет по поводу инвестиций вообще кардинально отличается от российского — можно отдельно почитать про итоги долгосрочных инвестиций в США и РФ.

Создатели Grabr
Создатели Grabr

В 2012 году Дарья оставила Москву, и переехала к Артему (который тогда проживал в Сан-Франциско). Тогда же они и поженились (так что Grabr — это практически семейный бизнес).

Идея нового проекта (Grabr) зародилась благодаря воспоминаниям о путешествиях. И Артем, и Дарья любят гаспачо, и они подумали, что людям, которые летают из Мадрида в Сан-Франциско — ничего не стоит взять это блюдо с собой (рейс это популярный, ежедневный, ним летают сотни человек в сутки). Сами молодожены тоже нередко путешествовали, и часто привозили с собой сувениры «под заказ» для друзей и родных. Так и появилась задумка о сервисе формата «привези-из-за-границы».

Основная задача любого стартапа — поиск средств. Работа предстояла серьезная, и без капитала реализовать проект такого масштаба — нелегко. Первоначальный капитал ($500 тысяч) создатели получили от Константина Николаева (он же инвестировал раннее в первый проект Артема, Mywebroom). Позже, в 2015 году, еще $3 млн вложили Алексей Репик («Р-Фарм», председатель совета директоров) и Вадим Мошкович («Русагро», основатель). В итоге инвесторам отошла половина акций, вторая половина — осталась у создателей.

Создавать и развивать проект в Кремниевой Долине (напомним: пара проживала в Сан-Франциско) — дорого. Поэтому в проекте приняли участие российские разработчики. Изначально стартапом занимались 6 человек: сами основатели, 3 разработчика и проектный менеджер.

Что возят, а что — нельзя?

В правилах пользования сервисом нет каких-либо дополнительных ограничений на перевозимые товары и их количество. Главное — чтобы это не нарушало законодательства и таможенных норм и правил. То есть естественно, что возить крупные партии чего-либо для перепродажи — не получится. Или перевозить алкоголь/сигареты свыше установленных партий (ограничения на эти товары есть в каждой стране) — тоже.

Актуальным сервис будет для тех, кто хочет заказать что-то небольшое, что легко купить в нужной стране. По статистике первые места в рейтинге заказов на Grabr занимают:

  1. Электроника — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты. К примеру, после выпуска iPhone 7 новинка 2 месяца была самой заказываемой, причем во всех странах.

  2. Национальная еда. К примеру, вы побывали в Европе, попробовали какой-то вкусный соус из национальной кухни, а вернувшись домой — нигде не можете его найти. В этом случае и придет на помощь Grabr.

  3. Одежда. Конечно, обычные вещи вряд ли заказывают часто, а вот какие-то дизайнерские модели, особенно после выхода новых коллекций — вполне востребованы.

После введения санкций россияне стали часто заказывать продукты питания, которые перестали продаваться в российских магазинах. Также часто просят привезти какие-то единичные мелочи — вроде шампуней, или деликатесов, или десертов.

One comment

  1. Очень интересно как это работает всё. Чем это от обычной доставки вроде parcl отличается, никто не в курсе? Ну кроме того,что еду тут можно заказать)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *