Серые схемы растаможки товара. Теневая экономика без купюр

IQ Review продолжает серию репортажей «Теневая экономика без купюр», в рамках которой мы беседуем с представителями различных структур, чей бизнес не вполне легален. Сегодня вы узнаете, как импортеры заграничных товаров уходят от налогов, снижая таможенную стоимость. Интервью нам дал человек, который оказывает такие услуги. По понятным причинам, он пожелал остаться анонимным.

Принципиальная схема ухода от налогообложения при растаможке

растаможить товар
Серые схемы бизнеса

«Белый» вариант растаможки

Предположим, у нас есть товар, который надо ввезти из Европы в Россию. Пусть это будет какая-нибудь мобильная автомойка «Керхер». Вы можете пойти в дилерский магазин завода в Германии и купить себе официально по заводской цене со всеми бумагами партию этого товара — 100 штук по 100 евро, на 10000 евро. У вас будет контракт, на основании которого платится таможенная пошлина и НДС.

Размер таможенной пошлины может быть разным, исчисляется в процентах от стоимости товара, в зависимости от его категории. Товары разделены по кодам. Коды можно посмотреть на сайте «Таможенный компьютерный сервис». Пошлина может составлять 5-10-15%, в отдельных случаях — 0%. Пошлина — это не вся таможенная стоимость. Еще есть акциз и НДС. Формула там довольно сложная для понимания с ходу, возьмем упрощенно для примера 5% пошлины и 18% НДС, мы заплатим около 23% (там с копейками, формулу можно загуглить, это неважно для понимания схемы).

Итак, вот наш «белый» вариант растаможки: мы платим 23% налога с 10000 евро со 100 мобильных моек по 100 евро. Налог в этом случае составит 2300 евро. Теперь самое интересное — где тут можно схитрить.

Как снизить таможенную стоимость ввозимого товара

В Россию ежедневно ввозится тысячи тонн товара из самых разных стран. Таможня просто физически не может проверять все. Некто умный придумал понятие «риск». Это внутреннее таможенное понятие, нам с вами его знать как бы и не положено. Что понимается под риском?

Однажды, когда-то давно, сверху на таможенные посты были спущены  цены на каждую категорию товара, ниже которых завозить нельзя. Ну, то есть можно, но таможня будет видеть, что существует риск обмана государства, ухода от уплаты «честной» таможенной стоимости. Цены эти измеряются в долларах за килограмм и регулярно меняются в соответствии с данными свежей таможенной статистики.

Фактически, риск — это алерт для таможенника: импортер пытается кинуть государство! Таможенник обязан проверить. На самом деле вы можете ввозить товар ниже риска, но с вас потребуют пакет примерно из 40 оригинальных документов на товар, собрать который часто бывает себе дороже.

Согласитесь, если измерять картошку в килограммах кажется разумным, то применение этого подхода, например, к высокоточному оборудованию кажется странным. Но система работает именно так. Предельная стоимость килограмма нашей условной мобильной автомойки составляет пусть 1 доллар. Кто-то так решил. А сама мойка весит 10 кг.

Таким образом, зная, где проставлен риск, мы могли бы завезти товар по цене чуть выше. Да, я забыл сказать, риск автоматически выскакивает у таможенников в программе. Если хоть один код из вашей фуры попадет ниже риска, то она отправится на досмотр. Если выше — то все в порядке.

Как ввозится товар по заниженной пошлине

Смотрите, какая у нас получается выгода: мы можем заявить наш товар по 11 долларов и оказаться в программе в зоне выше риска. Сто моек по 11 долларов будут стоить 1100 долларов, и от этого считается таможенная стоимость. И общий ввозной налог получается приблизительно 250 баксов вместо 2300 евро.

экономия
Экономия денег

Остается два момента — где взять документы и как узнать риск? Риск — это инсайдерская информация, она есть только в таможенных программах. Соответственно, нужен выход на таможню. С улицы не зайдешь, поэтому и обращаются к таким как я, у кого выходы есть.

Схема по документам такая. Перевозчик может выступать агентом по агентскому договору. Он покупает мойки не у «Керхера», а у немецкого ИП «Ганс Рабинович». Ну мало ли, Ганс решил продать лишние мойки по 11 долларов вместо 100 евро, это рынок, это его право. И везет их за долю малую для российского ООО «Помойка», которому жить осталось недолго, пару месяцев. Ну и фирмы-перевозчики тоже долго не живут.

Все, документы есть. Но это актуально, если вы везете товар выше риска. Если код проскочит ниже, то машина идет на досмотр, товар морозится на складе временного хранения, таможня упирается, а вы пытаетесь найти пакет документов и доказать государству, что все честно — через суд. Можно попытаться ввезти по этой схеме что-то наугад, без связей в таможне. Но в последнее время часто получается так, что риски по некоторым кодам стали выше оригинальной заводской цены, люди вообще не понимают, что от них хотят — они на заводе купили и хотят ввезти законно, а с них еще что-то требуют!

Если у вас скоропортящийся товар, то ввозить его по-белому невыгодно в принципе. Любая придирка таможни — и вы «попали» на десятки тысяч долларов, а товар тем временем гниет на терминале. Таможенники это знают. По сути, все эти сложные процедуры придуманы, чтобы вымогать у перевозчиков взятки. Только очень крупные фирмы могут разбираться с таможней в судах. Я один раз попробовал, даже выиграл суд. В десятку баксов и полгода потерянного времени мне это обошлось, с тех пор таким бредом, как белый ввоз, не занимаюсь.


One comment

  1. Очень правильная статья. Но её нужно чуток расширить. Указать чем серая схема отличается от карго, считай контрабанды.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *