Как я открыл юридический бизнес, а его отжали силовики

Это история фирмы, занимавшейся оказанием юридической помощи для иностранцев. И одна из редких историй о том, как малый бизнес перерос в достаточно крупный, и был отжат. Не потому, что такое редко происходит, а потому что редко, когда можно узнать подробности. Сейчас такое случается реже, но в странах СНГ с “диким” капитализмом от подобного не застрахован никто. IQ Review расскажет читателям, как это происходит. История давняя, поэтому автор согласился рассказать подробности рейдерского захвата его бизнеса.

Как я создал юридический консалтинговый бизнес

Зовут меня Олег, я коренной харьковчанин, на момент организации успешного юридического бизнеса мне было 30 лет. Теперь, после четырех лет успешной работы – с 2000 по 2004 годы, я и мой бизнес существуем в различных измерениях. Причиной отторжения бизнеса оказался банальный корпоративный конфликт с последующим рейдерским захватом.

Рейдеры
Рейдерский захват

В моем повествовании нет людей в масках, силовых захватов и длительных осад, все проходило исключительно в рамках закона. Но, как бы там ни было, не все возможности защиты предприятия были использованы, что повлекло утрату в дальнейшем высокодоходного и стабильного бизнеса.

Бизнес, связанный с оказанием услуг иностранным гражданам, всегда был стабильным и привлекательным, и при организации особых вложений не требует. Успех предприятия зависит от спектра услуг, которые предоставляются иностранным гражданам. К примеру, сдача налоговой отчетности или регистрация субъекта предпринимательской деятельности денежных вложений не требует вообще, так как в качестве основного инструмента выполнения заказа являются знания и опыт.

Юридический бизнес — это один тех из немногих видов бизнеса, развитие которого заранее спрогнозировать невозможно. В нем нет материальных вложений и активов, вся деятельность строится на интеллектуальной собственности. Поэтому составление бизнес-плана было скорее данью моде, чем руководство к повседневной деятельности, и глубокие расчеты в нем не проводились.

На момент организации такого вида предпринимательской деятельности мне было 30 лет, и я был вооружен хорошими знаниями, полученными в Национальной юридической академии. Каждому юристу свойственно наличие амбиций, поэтому процесс организации юридической компании был частью организации более крупного бизнеса. К тому же, пара удачно проведенных в судах дел позволили заработать стартовый капитал на его организацию, и проблем с регистрацией предприятия уже не возникало.

Более подробно: Как работает и чем занимается юрист в юридической консультации.

Главные ошибки при открытии бизнеса

Но как раз при регистрации компании были допущены первые ошибки, которые в дальнейшем повлияли на весь бизнес. Это достаточно распространенные ошибки, которые часто допускают предприниматели при регистрации собственного дела:

  • Приглашение лишних участников ООО в состав учредителей компании;
  • Недоработка устава предприятия на предмет замены учредителей ООО.

Я пригласил в состав учредителей людей финансово обеспеченных, но неактивных и слабовольных, о чем в дальнейшем пришлось пожалеть. Но вернемся к этому позже, а в 2000 году вновь созданная юридическая компания нуждалась не только в постоянных клиентах, но и даже в элементарном офисном помещении.

Компания работала тихо и незаметно – несколько дел в судах, несколько составленных заявлений и исков, несколько индивидуальных консультаций по гражданско-правовым вопросам — вот, в принципе, и все достижения, которые мы могли занести себе в актив. Требовались кардинальные изменения, так как заработанных денег хватало всего лишь на аренду офиса и на уплату налогов.

Естественно, это было не то, что отражено в бизнес-плане развития компании. Даже несмотря на проведенные рекламные компании регионального уровня, количество клиентов не возрастало. Требовалось расширение видов уставной деятельности, чтобы как-то стабилизировать работу компании.

Новый виток в развитии моей компании — юридические консультации для иностранцев

Новый и перспективный путь развития деятельности ООО был найден совершенно неожиданным образом, и вся дальнейшая деятельность компании строилась уже по строго определенным принципам и правилам работы с гражданами иностранного государства.
Как-то ко мне обратился знакомый, который просил помочь его знакомому – иностранцу, попавшему в ДТП и нуждающемуся в юридической защите. Вопрос вьетнамца в суде разрешился достаточно быстро и плодотворно, и он стал обращаться за помощью по другим вопросам. Как-то этот вьетнамец познакомил меня с председателем вьетнамского землячества в Харькове, и между нами установились деловые отношения.

Партнеры
Партнерство

Наша компания брала на себя обязательства по оказанию помощи гражданам Вьетнама в следующих вопросах:

  1. Составление и сдача налоговой отчетности для субъектов предпринимательской деятельности.
  2. Правовое обеспечение и консультации граждан Вьетнама.

Это было перспективным направлением и пришлось менять не только бизнес-план, но и общую концепцию деятельности всей компании. Финансирование ООО теперь зависело от вьетнамского землячества и сулило в дальнейшем доходный и перспективный бизнес. При такой постановке вопроса не требовалось искать клиентов на стороне, а нужно было работать непосредственно с вьетнамцами. В связи с этим были выбраны два основных вида деятельности – сдача отчетности и правовое обеспечение – и перераспределены обязанности среди учредителей.

Юридическая помощь — высокодоходный и стабильный бизнес 

Конкретные результаты работы по этим направлениям были спрогнозированы. Сдача налоговой отчетности обходилась вьетнамцу в $3. Лиц, осуществляющих торговую деятельность на рынках г. Харькова, было более 500 человек, и доход от этого вида деятельности составлял более $1500 в месяц. Второй вид деятельности был менее прогнозируемый, так как ситуации, в которые попадали вьетнамские граждане, непредсказуемые, и в среднем в месяц оказание правовой помощи им обходилось в $10. В результате это направление бизнеса приносило чистый доход в размере $4500-5000 в месяц.

Совокупный доход от двух основных направлений составлял $6000-6500 ежемесячно. Это был стабильный и серьезный доход, даже за вычетом заработной платы исполнителям и уплаты налогов. На каждого из троих учредителей получалось $1500 в месяц, что для 2000 года на Украине было очень существенно.

Помимо конкретного бизнеса, возникал ряд вопросов с вьетнамцами, которые попадали в сложные жизненные ситуации, и их интересы приходилось отстаивать в судах и правоохранительных органах, что являлось дополнительным источником дохода. В среднем, каждый из соучредителей получал от 3000$ до 4000$ в месяц. Приведенные выше расчеты и легли в основу рентабельности такого узконаправленного вида предпринимательской деятельности. Позже доходная часть послужила поводом для корпоративного конфликта и рейдерского захвата.

Освоение нового вида уставной деятельности — как мы создали вьетнамское общежитие

Граждане Вьетнама очень нуждались в постоянном месте компактного проживания, и поэтому председатель землячества инициировал этот вопрос перед компанией.

Решение проблемы в скором времени было найдено, и в результате моя компания заключила договор аренды общежития с одним из учебных заведений города Харькова. Вернее, управляло общежитием учебное заведение, но договор заключался с Фондом госимущества. По условиям этого договора, мы оплачивали аренду помещения, свет и коммунальные услуги, а техникум сдавал нам в аренду 5 этажей общей площадью более 2000 кв.м.

Компания, в свою очередь, предоставляла вьетнамским гражданам помещение для проживания с обязанностью оплаты тех  же услуг. Прибыль здесь была заложена в предоставлении услуги по обеспечению жильем и составляла по $20 с человека. Это направление бизнеса стало приоритетным, приносило в месяц $12000-$15000 чистого дохода. Анализ деятельности показал, к концу 2002 года чистый доход компании составлял $25000-$27000 в месяц, что позволяло говорить об успешности бизнеса и правильности выбора направления.

Следует отметить еще один немаловажный момент, способствующий развитию бизнеса: один из арендованных этажей был цокольным, в нем находился офис компании. Достаточно большая площадь позволяла организовать там кафе или ресторан. В результате к концу 2003 года на территории вьетнамского комплекса уже функционировало кафе вьетнамской и китайской кухни. Организацию точки общественного питания взяло на себя землячество, нашей компании иностранцы оплачивали только субаренду.

Деятельность моей юридической компании была успешной во всех направлениях, организация и развитие бизнеса в период 2002-2003 гг. были поставлены на должный уровень, что позволило ООО вести перспективный и доходный бизнес, совокупный доход от всех направлений составлял примерно $400000 в год. Естественно, при таком раскладе компания не могла оставаться вне поля зрения заинтересованных лиц, поэтому 2004 год стал переломным в деятельности компании.

Корпоративный конфликт 

На протяжении этого всего периода времени во всех делах постоянно присутствовал мой знакомый, а по совместительству куратор иностранцев от Управления по борьбе с организованной преступностью. Все были довольны таким сотрудничеством, и ни у кого не вызывала сомнений целесообразность обеспечения безопасности вьетнамцев. Но к 2004 году этот сотрудник вышел на пенсию и захотел “остаться при делах”, но уже в нашей компании.

Так как с его помощью решалось много рабочих вопросов, то ему была предложена должность начальника службы безопасности. Однако для этого человека должности было мало, ему хотелось вступить в учредители ООО и иметь свою долю в бизнесе. В начале статьи автор этих строк упомянул о допущенных ошибках, которые сыграли свою роковую роль во всем бизнесе.

Соучредители оказались слабыми и морально неуравновешенными людьми. Сблизившись с одним из учредителей, бывший сотрудник силовых структур стал подбивать его на всякие неблаговидные вещи, пытаясь инициировать корпоративный конфликт. Параллельно с этим, он подверг обработке и второго учредителя. Однако, несмотря на психологическое давление, второй учредитель был против приема в ООО нового участника. Тогда бывшим сотрудником были предприняты иные радикальные меры – инициирование проверок различными службами.

В результате возник нешуточный конфликт. Вначале это были проверки правоохранительных органов и налоговых служб, которые еженедельно осуществляли проверку деятельности предприятия. В таких условиях работать становилось невозможно, о высоких доходах можно было забыть, так как финансово-хозяйственная деятельность компании была парализована. Основным требованием этих инсинуаций был ультиматум – ввести в состав учредителей нового участника ООО.

Естественно, что у юридической компании не может быть двойной бухгалтерииКак стать бухгалтером или недоработок по документации, так как вся работа проводится в соответствии с требованиями законодательства. Найти какой-либо компромат или доказательства правонарушений контролирующие органы не могли, поэтому перенесли акцент на проверки деятельности арендодателя и фонда госимущества.

Жесткий прессинг, в том числе блокирование расчетного счета, сделал работу компании практически невозможной. Следовало принимать какое-то решение. В результате, на общем собрании бывший сотрудник силовых структур большинством голосов был введен в состав участников ООО. Из трех учредителей я один проголосовал против.

Печальный конец моего бизнеса

Как и ожидалось, это было только начало рейдерского захвата компании, так как через месяц количество учредителей увеличилось еще на три человека. Причем новые участники ООО были также экс-сотрудниками правоохранительных органов. Я потерял контроль над компанией. Один мой голос против шести – вот такой расклад получился в конце концов. Обжалование в судебном порядке решения общего собрания ни к чему не привело, так как волеизъявление соучредителей было правомерно.

Единственным правильным выходом для меня из создавшейся ситуации был вариант распрощаться со своим детищем и покинуть состав участников ООО. Что мною и было сделано. Сегодня этот бизнес существует, однако заправляют им неизвестные мне люди, о которых я в жизни никогда не слышал.

Как защитить свой бизнес от рейдеров — советы начинающим предпринимателям 

  1. Если вы решили создать свое предприятие в форме ООО, то никогда не вводите в состав учредителей лишних людей. Если вы в состоянии самостоятельно справиться с поставленными задачами, то лучше рассчитывайте на себя, чем на помощь соучредителей. Если даже у вас не хватает денежных средств на организацию бизнеса, лучше их перезанять, чем привлекать ненужных людей к участию в бизнесе.
  2. Тщательно прописывайте уставные документы, не оставляя ни малейшей лазейки для проникновения врага извне. Не допускайте двойного толкования прописанных норм, тогда захватить такое предприятие будет невозможно.
  3. Не подпускайте близко к бизнесу третьих лиц, даже если они являются представителями правоохранительных органов.

Придерживаясь этих трех несложных правил, вы не только организуете и создадите стабильный и надежный бизнес, но и избежите возможности его рейдерского захвата.

Оценить статью:
(7 оценок, среднее: 3,86 из 5)
Загрузка...

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

4 комментария
  1. Голодные волки встретили в лесу зайца и собрались его съесть, а заяц им говорит:
    – Погодите, мной вы сильно не насытитесь, а я могу вас привести к стаду овец.
    Волки решили не есть зайца и пошли за ним. Идут, а голод мучает всё сильнее,они спрашивают:
    – Долго еще идти?
    – Вот, сразу за горой, которая перед нами.
    Начали подыматься на гору – не совладали волки с голодом, набросились на зайца и съели. Наесться не наелись, голод мучает, но соблазна перед глазами более нет. Поднялись на гору и видят стадо овец…
    Сытно отобедали, и тут один говорит:
    – Как-то нехорошо с зайцем получилось.
    Другой:
    – Да уж, пойдемте, останки что ли захороним?
    Вернулись, похоронили зайца, поставили камень на могилку и думают, что же написать:
    – “другу зайцу” – не пойдет, не поймут, зачем друзья его съели.
    – “врагу зайцу” – тоже не пойдет, какой же он враг, когда привел их нас стаду овец.
    Думали, думали, и написали – “нашему консультанту и партнеру – зайцу”.

  2. На сайте alisaslut.ru практически все файлы .js заражены вирусом! Уже как минимум неделю. Если на него зайти с компа, за секунду около 5 таких файлов делают попытку загрузить мне на комп вирус! Теперь страшно к вам заходить как то… Спасибо касперскому что вроде все блокировал 🙂 Алиске теперь только один вариант: полностью переустанавливать сервак, ставить с нуля вордпресс, проверять базу данных и папку uploads, заливать их на чистый вордпресс и ставить новую чистую тему. Если старых бекапов не осталось. Потому что вычистить все это будет помоему нереально.

    1. Вордпресс лучше переустановить. В js достаточно лишь удалить зашифрованный код, он обычно в начале или конце добавляется. Темы проверить антивирусом, удалить вредоносные файлы, а из нужных удалить зашифрованный код – тоже обычно вначале. И загрузки тоже проверить антивирусом, удалить вредоносные файлы (.php обычно).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *