Что такое монополистическая конкуренция и как построить на этом бизнес

С точки зрения экономической теории, существует градация уровня конкуренции в бизнесе по возрастанию — от монополии до «совершенной конкуренции». С точки зрения индивидуального предпринимателя, рынок монополистической конкуренции — прекрасная возможность заработать. Сегодня журнал IQR поделится с читателями небольшой, но поучительной историей, как использовать экономическую теорию на пользу малому бизнесу.

Виды конкуренции по соотношению спроса и предложения

Пробежимся сначала по терминам и их характеристикам, чтобы было понятнее.

  • Монополия — рынок, на котором один продавец и много покупателей. Продавец может ставить любые цены, альтернативы у потребителя нет. Примеры — РЖД, Газпром.
  • Олигополия — несколько крупных продавцов, альтернатива для покупателя есть, вход на рынок для новых предприятий очень сложен. Примеры — автоконцерны, сотовые операторы, производители бытовой химии, любое производство, требующее очень больших стартовых инвестиций.
  • Монополистическая конкуренция — много продавцов, но для потребителя продукт одного из продавцов обладает весомыми преимуществами. О примерах поговорим ниже.
  • Совершенная (чистая) конкуренция — рынок со свободным доступом продавцов, ни один из них не имеет неценового конкурентного преимущества, поэтому они вынуждены снижать цены в борьбе за покупателя. Пример — ближайший вещевой рынок в вашем городе.

Примеры монополистической конкуренции

Экономисты, закладывая термин «монополистическая конкуренция», больше думали о качествах товаров и услуг. Сюда относится такое неценовое конкурентное преимущество, как сила бренда. Например, приверженцы продукции Apple вряд ли купят технику на Андроиде, только потому что та дешевле. Вы спросите, как вся эта скучная лекция по экономике о битве бюджетов корпораций относится к такому живому делу, как малый бизнес? Действительно, создать в гараже компанию Apple и построить самый дорогой бренд мира можно только один раз, для малого бизнеса интересны более тривиальные возможности. И как раз монополистическая конкуренция их предоставляет!

Арутюнова Галина Ивановна, преподаватель экономической теории:

«Что такое монополистическая конкуренция простым языком? Ну, например, вы каждый день ходите в магазин у дома за продуктами. Средний чек получается на 20% дороже, чем в гипермаркете, но вы продолжаете ходить в этот магазин, потому что вам лень ехать в гипермаркет. При этом, если цены резко поднимутся или ваша зарплата резко снизится, или просто вы начнете копить деньги на машину, вы можете перестать ходить в этот магазин, потому что экономия стала важнее, а выбор у вас всегда был.

Таким образом, на рынке монополистической конкуренции потребитель свободен выбирать товары или услуги от некоторого количества поставщиков, но один из них обладает весомым для потребителя неценовым преимуществом и может устанавливать более высокую, по отношению к конкурентам, цену до определенного предела — пока разница в цене не превысит нематериальное преимущество по оценке потребителя».

Как же это применить на практике? Мы недавно рассказывали о том, почему на самом деле чистая конкуренция вредна для бизнеса и экономики, хотя это противоречит положениям экономической теории. Ввязываясь в бизнес на высококонкурентном рынке, вы заранее обрекаете свое дело на провал с очень высокой вероятностью. Совсем другое дело, если вы изначально строите бизнес, имея неценовое конкурентное преимущество. Это вполне реально. О таком бизнесе расскажет наш корреспондент Александр.

Сколько зарабатывает армейский «чипок»-автолавка

Несколько лет назад я учился в институте и проходил обучение на военной кафедре. В конце обучения нужно обязательно пройти военные сборы, иначе не дают звание лейтенанта, и идешь в армию на общих основаниях. Сборы проходили в части, расположенной в маленькой деревне в Воронежской области. Предполагалось, что питание и проживание предоставляются за счет государства.

Армейское питание

армейская столовая
Хлеб вполне нормальный, а вот каша уже не вызывает аппетита

Однако нас проинструктировали, порекомендовав взять с собой деньги. Стоило посмотреть на бесплатное питание, кухню, где его готовят и как моют посуду — и стало понятно, зачем деньги. Лично я из кухни весь месяц ел только черный хлеб, потому что к нему меньше всего прикасались.

Чаны с едой в полевой кухне
Процесс перевозки каши. Где-то рядом на полу валяется гора хлеба

Готовить доверяли «срочникам» по порядку дежурства на кухне. Все как один, повара обладали удивительным талантом превращать нормальные продукты в помои.

Макароны для солдат
Макарошки!

Экономика работы и бизнес-план автолавки

В общем, качество вкусняшек понятно по фото, я думаю. За месяц я потратил под 10 тысяч рублей в «чипке». По ценам 2009 года, это была половина среднемесячной зарплаты в России. Не могу сказать, сколько другие тратили, но покупали что-то все. В среднем, не меньше чем по 5000 оставили в «чипке» курсанты.

«Чипок» представлял собой грузовик «ЗиЛ», который приезжал на 2 часа по будням, когда у нас было свободное время. Это была обычная автолавка местного предпринимателя, который просто договорился с командиром части, что будет обслуживать лагерь курсантов на летних сборах. Выбор у нас как бы был, но как бы его и не было. Можно было есть в столовой макарошки бесплатно, можно было ждать, когда родители привезут мешок еды на присягу, можно было покупать еду в магазине в части, но он был далеко, а свободного времени было мало. Воду вообще можно было взять только из «чипка» или из-под крана, что не вызывало энтузиазма. В день мы занимались физическими упражнениями по  1,5-2 часа и проходили в обмундировании минимум по 10 км, поэтому «чипок» бы не разорился, даже продавая только воду.

За 2 часа автолавка распродавала все и уезжала. Цены были вполне московские и даже дороже. Наценка к ценам оптовой базы была 100-150%. Самые популярные товары — вода, сок, «Доширак», шоколад и бургеры сомнительного происхождения с холодной котлетой, которые от голода сходили за деликатес.

Вот и прикидывайте бизнес-план. Каждый день работы на 2 часа. Затраты на работу автолавки — зарплата продавщице максимум тысяч 10 в месяц. Грузовик и водитель были от части. Я не знаю, в каких экономических отношениях хозяин автолавки был с командиром части. Может, «откатывал», а может, наоборот, командир сам попросил его снабжение организовать — ему тоже отчитываться надо перед начальством, что все в штатном режиме. Ну, допустим, «откатывал» 20% прибыли.

Средний чек — 100-150 рублей, из них наценка 50 рублей, в день до 200 продаж. На выходные все закупались вперед, зная, что автолавка не приедет. Общая прибыль за месяц — порядка 300 тысяч, чистая — никак не меньше 200 тысяч. Это по тем временам было 7 тысяч долларов, а в Воронежской области зарплата в месяц не доходила до 300 баксов!

Бизнес в отдаленных районах и маленьких городах — это выгодно!

Автолавка с прицепомВот так работает монополистическая конкуренция на бытовом уровне. Выбор вроде есть, а на самом деле его нет. В России много отдаленных населенных пунктов, где работает одно сельпо с нулевым ассортиментом товаров. Автолавка, как бизнес, актуальна в первую очередь в регионах. Кстати, можно обратиться в городскую администрацию и получить преференции на хорошее место под автолавку в районном центре в будни в обмен на решение вопроса снабжения товарами небольших населенных пунктов по выходным.

Б/у автолавка — хороший вариант старта бизнеса. Если по каким-то причинам не пойдет, ее можно продать с минимальными потерями. Стоит б/у автолавка «Купава» или «Тонар» около 300 тысяч рублей. Также вам понадобится регистрация в качестве ИП и разрешение на торговлю. Кассовый аппарат при выездной торговле необязателен. Нужно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности, предъявив сертификат СЭС на автолавку, и можно начинать работать.

В отдаленных населенных пунктах, деревнях и маленьких городах можно вести и другой бизнес. Например, в документальном фильме «Счастливые люди» показана работа охотника из деревни в Сибири. Раз в год приезжает скупщик, покупает соболиные шкурки за 30 тысяч рублей и везет продавать их производителям меховых изделий уже в 5-10 раз дороже. Охотники могли бы и сами продавать соболиные шкурки фабрикам, но не хотят выезжать из деревни — не их это дело. Таких видов бизнеса можно придумать много, если сесть и подумать. Помните, главное правило монополистической конкуренции — бизнес должен предоставить потребителю очевидное неценовое преимущество!


One comment

  1. Открыть бизнес в маленьком городе – задача не из лёгких. Третья бильярдная или пятнадцатый минимаркет, которые бы в мегаполисе не только «прижились», но и обзавелись бы большим числом постоянных клиентов, здесь, к сожалению, вряд ли будут уместны. И с этим ничего не поделаешь – специфика.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *