Денег на отдых остается все меньше: популярные туристические направления среди наших соотечественников этим летом

Затянувшийся экономический кризис продолжает опустошать карманы россиян, вынуждая их расставаться с приобретенными в сытые двухтысячные привычками и учиться экономить. В первую очередь это касается, конечно, отдыха, на который сейчас стали тратить значительно меньше, отдавая предпочтение отечественным направлениям перед заморскими курортами. При этом бизнес-компании в сфере туризма также переориентировались на внутренних туристов, так как среди путешествующих по стране увеличилось количество пользующихся услугами туроператоров.

Внутренняя адаптация

Как показывают статистические данные, в 2016 году российский бизнес стал еще более ориентированным на внутренний турпоток. Так, если еще в 2014 году во время летнего отдыха предпочтение российским курортам отдавали 45,8 процента жителей столицы, то спустя год этот показатель увеличился до 54,6 процента, а в нынешнем году достиг 59,7 процента. Согласно информации, предоставленной Ассоциацией туроператоров России, в нынешнем году популярность отдыха внутри страны относительно прошлого года увеличилась на 15 процентов.

Смотрите также: Куда поехать отдыхать на Новый год 2016? Все варианты и цены в одной статье!

Причины такой смены приоритетов вполне очевидны и прозаичны. В первую очередь возросшая любовь к отечественным курортам обусловливается высоким курсом американской и евровалюты по отношению к рублю. Свою лепту внесла также непростая общественно-политическая обстановка, введение различных запретов и ограничений. Среди прочего – ограничение на зарубежный отдых для чиновников и госслужащих, а также, что особенно важно — запрет на реализацию туров на турецкие и египетские курорты. Именно эти страны традиционно занимали первые места по популярности среди отдыхающих за рубежом россиян, и реальной альтернативы в данном ценовом сегменте им не нашлось.

Эти факторы и привели к тому, что российский туристический бизнес в массовом порядке переориентировался на внутренние направления. Крупнейшие туроператоры, включая Tez Tour, TUI, Coral Travel, «Пегас Туристик» и прочих значимых игроков рынка, думая в первую очередь про бизнес и стремясь не потерять клиентов, вплотную занялись внутренним туризмом. Они значительно расширили свои предложения и адаптировали их к запросам людей, а также способствовали повышению качества сервиса в связи с ростом конкуренции.

Сочи

Эксперты отмечают, что отдых на отечественных курортах при обращении к туроператорам нынешним летом был на 20-30 процентов дешевле по сравнению с самостоятельными путешествиями. Такое положение дел обусловлено тем, что туроператоры выкупили значительную часть мест в относительно недорогих отелях, а перелеты, включенные в туры, осуществлялись не регулярными рейсами, а чартерными.

Стоит отметить, что отечественные туристы, путешествуя внутри страны, традиционно неохотно обращаются к услугам туроператоров — до 80-90 процентов предпочитают заниматься всеми вопросами организации отдыха самостоятельно. Разница в сравнении с отправляющимися на зарубежный отдых просто разительна, ведь самостоятельно за границу ездит не более 30 процентов россиян. Однако в нынешнем году устойчивая тенденция была нарушена. Например, в Сочи 64 процента отельных номеров было забронировано не самостоятельно, а посредством туристических фирм.

Цены вверх

Наиболее востребованными летними направлениями уже второй год подряд среди жителей российской столицы становятся Симферополь, на который пришлось 10,4 процента от общего объема бронирований, и Сочи, куда отправилось 8 процентов всех отдыхающих. Как отмечают представители туристических компаний, в нынешнем году рост спроса на отдых на курортах Краснодарского края составил 10-15 процентов, Крыма – на 10 процентов по сравнению с показателями минувшего года.

Однако есть и негативный момент: на рост спроса российский туристический бизнес отреагировал повышением цен. По данным популярных сервисов бронирования авиабилетов, стоимость перелетов за год увеличилась в пределах 10 процентов. Из столицы в Симферополь и обратно в летний период можно было слетать за 11 тысяч 800 рублей, то есть рост составил 7 процентов. Меньше подорожало авиасообщение между двумя столицами – на 4,6 процентов (до 7 тысяч рублей). А вот слетать в Сочи из Москвы этим летом можно было даже на 3,6 процента дешевле, чем прошлым — за 10 тысяч 300 рублей.

Рейтинг туристических направлений

Говоря про бизнес в туристической сфере, нельзя обойти вниманием ситуацию с отелями. Здесь подорожание оказалось более существенным. Согласно имеющимся статистическим данным, рост стоимости гостиничных номеров в текущем году составил 10-12 процентов. На отдельных курортах эти показатели еще более впечатляющие: в июне номера в отелях Геленджика подорожали на 40 процентов, Сочи – на 28 процентов, Анапы – на 27 процентов. Снять номер на двоих на неделю в симферопольских гостиницах этим летом можно было в среднем за 69 тысяч 600 рублей, что означает 57-процентный рост по отношению к прошлогодним ценам. В Сочи стоимость недельного проживания подскочила на 154,4 процента, достигнув среднего показателя в 104 тысячи 300 рублей. Значительно дороже стали обходиться и гостиницы Северной столицы – в 69 тысяч рублей за неделю (120-процентный рост).

По словам президента альянса российских отельеров Татьяны Черных, ключевая роль в столь существенном удорожании принадлежит закрытию турецкого и египетского направлений. Она прогнозирует, что в будущем году ситуация изменится, спрос на внутренний отдых, обусловленный внешними факторами, снизится, в результате чего рынок постепенно станет возвращаться на привычные позиции, и цены придут в норму.

В числе прочих объективных причин, способствовавших росту стоимости отечественного отдыха, туроператоры называют продолжающиеся инфляционные процессы и повышение зарплат. В качестве примера можно рассмотреть зарплату горничных. В Крыму оплата их труда была на уровне 8-9 тысяч рублей в месяц, тогда как в Анапе представительницы этой профессии получали 20 тысяч рублей. Естественно, такая ситуация не могла продолжаться долго, иначе бы вся рабочая сила из Крыма уехала, поэтому работодатели вынуждены были увеличить зарплату.

При этом туроператоров столь высокий спрос на внутренний туризм нисколько не удивил, а некоторые из них ожидали даже большего наплыва отдыхающих. Хотя тот же Крым уже не находился в текущему году на пике медийной популярности, поэтому вряд ли было разумно предполагать дальнейший бурный рост данного направления.

Наиболее динамичный рост популярности был продемонстрирован этим летом Абхазией, турпоток в которую увеличился на 30 процентов. Это связано с более низкой стоимостью отдыха в республике по сравнению с Краснодарским краем и Сочи. Также свою роль сыграла и более высокая экологичность данного региона.

Если говорить об общей численности отдыхающих, то она была примерно равна прошлогодней. Где-то 30 процентов потенциальных туристов, как и в прошлом году, в силу тех или иных причин решили отложить свой отдых до более подходящего момента.

Из четверки в тройку

Наибольшей популярностью среди отечественных путешественников пользуются семидневные туры, стоимость которых не превышает 35 тысяч рублей. Помимо российских курортов, наши сограждане все большее внимание обращают на страны СНГ и Восточной Европы, которые в ценовом плане вполне конкурентоспособны.

В список наиболее востребованных иностранных направлений среди российских туристов вошли болгарский Бургас, черногорский Тиват, а также столицы Армении, Молдовы и Грузии. По данным поисковых туристических сервисов, за год количество интересующихся Ереваном возросло на 61 процент, значительный рост из-за ситуации с Турцией продемонстрировали также Бургас с Тиватом.

В то же время потеряли в популярности традиционно привлекательные для отечественных путешественников западноевропейские направления – Рим и Барселона. Столица Италии стала интересовать на 26 процентов меньше потенциальных туристов из нашей страны, а о поездке в Каталонию стало задумываться на 14 процентов меньше наших сограждан.

Стоимость авиаперелетов за рубеж выросла несколько больше, чем внутрироссийских — среднее удорожание составило 10 процентов. Наиболее существенный рост цены среди массовых направлений был обнаружен на перелеты в итальянскую столицу – на 16,5 процента. Безусловно, главной причиной этого является девальвация отечественной валюты. Как объясняют в «Аэрофлоте», тарифы на международные авиаперелеты из нашей страны номинированы в евро, поэтому изменяются в соответствии с курсом, а тарифы на внутренние перелеты номинированы в рублях, поэтому колебания не так сильно на них отражаются. Хотя при значительной девальвации нацвалюты и они претерпевают изменения в сторону роста из-за увеличения валютных расходов в рублевом эквиваленте.

Анталия

В данной ситуации это кажется удивительным, но стоимость проживания в зарубежных отелях, наоборот, несколько упала. К примеру, номер на двоих в столице Грузии летом нынешнего года в среднем обходился в 40 тысяч 400 рублей в неделю, что на 50,4 процента меньше, чем за год до этого. В армянской столице недельное проживание стоило 35 тысяч 400 рублей – снижение составило 38,3 процента. Парадоксально, но это произошло на фоне некоторого роста грузинской и армянской нацвалют по отношению к рублю. Некоторое удешевление наблюдалось и в отелях на популярных европейских направлениях, хотя оно и было не столь заметным.

По словам представителя одного из поисковых туристических сервисов, столь удивительная статистика может быть связана не столько со снижением цены, сколько с переориентацией потребителей на более бюджетные предложения. То есть, если в былые годы россияне отдыхали главным образом в гостиницах среднего класса и выше, то сейчас они больше предпочитают останавливаться в недорогих отелях и гестхаузах.

При планировании отдыха наши соотечественники сейчас в первую очередь ориентируются на цену, а не на комфорт и всевозможные удобства. Они стараются экономить везде, где существует такая возможность. Привыкшие отдыхать в пятизвездочных фешенебельных гостиницах нынче переориентировались на четырехзвездочные, а те, кто традиционно селился в четырехзвездочных отелях, постепенно адаптируются к трехзвездочным. Еще один вариант экономии – сокращение продолжительности летнего отдыха.

Пропавшее направление

Значительно повлиял на российские бизнес-компании в сфере туризма введенный в конце осени минувшего года запрет на организованные перелеты и отдых в Турции. Некогда самый востребованный среди россиян турецкий курорт Анталия не вошел даже в топ-10 международных направлений, хотя еще в прошлом году он находился на седьмой позиции с почти двумя процентами от общего объема совершенных бронирований из Москвы. Дело в том, что ранее россияне, число которых в высокий сезон достигало 100-тысячной отметки в неделю, отдыхали в Турции, преимущественно заказывая путевки через туроператоров. Самостоятельная организация путешествий в эту стану популярности не обрела.

В будущем году положение дел поменяется, и турецкое направление начнет возрождаться, хотя, учитывая непростую ситуацию с безопасностью в этой стране, вряд ли вернется к прежним показателям. В начале июня российским президентом был снят запрет на реализацию турпакетов на турецкие курорты, а в конце августа премьер-министром было утверждено постановление, отменяющее запрет на осуществление чартерных перелетов между Россией и Турцией. Хотя, безусловно, нынешний туристический сезон в этой стране полностью провален. Определенный рост интереса к турецкому направлению после отмены запретов, конечно, наблюдается, однако интересом преимущественно все и ограничивается, ажиотажного спроса здесь не наблюдается.

По мнению экспертов, интерес для туристов данное направление потеряло в первую очередь в связи с крайне ограниченным предложением и достаточно высокими ценами. В то время, когда российских отдыхающих отправляли в Турцию посредством регулярных рейсов, минимальная цена путевки на двоих достигала 60 тысяч рублей. Сейчас же, когда запреты на чартерные перелеты отменены, вдвоем можно слетать в эту страну за 40-45 тысяч рублей.

Несмотря на потепление отношений между двумя странами и снятие ограничений, нынешней осенью, по мнению экспертов, количество желающих посетить Турцию будет вдвое меньше по сравнению с минувшим годом. Ориентировочное количество россиян, которые отправятся в Турцию в сентябре, будет не более 100-150 тысяч человек, в то время как в былые годы их число достигало 200-300 тысяч. Большая часть тех, кто планировал отдых в этом году, уже отдохнула, так что не стоит рассчитывать на то, что в первом осеннем месяце произойдет какое-то существенное увеличение турпотока в Турцию по отношению к августу.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *