Станут ли российские дороги безопаснее после введения скрытого полицейского патрулирования?

Владельцам транспортных средств теперь придется быть максимально осторожными на дорогах — даже если поблизости нет видеокамеры или поста ДПС – не исключено, что за вами наблюдает скрытый патруль. Нововведение, вошедшее в практику в начале ноября 2015 года в крупных городах РФ (а в Европе и США – уже давно практикуемое), призвано уменьшить количество правонарушений на дорогах. IQR разбирался, в чем суть нововведения, улучшится ли ситуация на дорогах, и чего теперь опасаться водителям.

Эволюция контроля за водителями

Скрытые патрули ГИБДД

О введении подобных патрулей было заявлено в октябре – Владимир Колокольцев (глава МВД РФ) заявил, что таким способом можно поднять уровень водительской дисциплины. Экспериментальный рейд уже был проведен, и теперь в планах руководства – обеспечить ежедневно только для Москвы как минимум 30 работающих нарядов.

Раньше за порядком и соблюдением ПДД следили сотрудники ГИБДД, стоящие на постах. Располагались они зачастую неравномерно, покрывали далеко не все необходимые точки (опасные участки дорог, перекрестки, места с оживленным движением и большим скоплением людей). Помните, раньше был широко распространен такой негласный уговор: мигать фарами едущим навстречу автомобилям, уведомляя о том, что они приближаются к посту? Таким образом, многие не очень сознательные водители вспоминали о правилах, только завидев впереди узнаваемую форму патрульного с полосатым жезлом. В последние пару лет в крупных городах и на пригородных трассах стали устанавливать камеры, и это помогло значительно повысить дисциплину водителей.

Что такое скрытые патрули

Теперь же вводятся скрытые патрули. Обычные патрули ГИБДД останутся, однако на помощь к ним придут скрытые наряды дорожной полиции. Они будут передвигаться (а не стоять на одном месте!) по городу на автомобилях без опознавательных знаков и окраски. Как следствие – водитель не будет знать, есть ли поблизости такой наряд, или все-таки можно развернуться в неположенном месте (или поддать газу).

Как вычислить скрытый патруль ГИБДД

Сотрудники ГИБДД при исполнении будут выделяться только тем, что одеты по форме – так что для того, чтобы заметить такой патруль придется внимательно рассматривать пассажиров и водителей каждого транспортного средства. Причем сам наряд останавливать нарушившего водителя не будет (разве что его действия будут нести опасность для окружающих) – по средствам связи он передаст информацию на ближайший пост ГИБДД, где автомобиль нарушителя будет остановлен, и на него будет составлен протокол.

Отнекиваться и доказывать свою невиновность не получится: патрульные автомобили оснащаются средствами видеофиксации, на которые и будет записываться и сам факт правонарушения, и номер водителя.

Многие интересуются, на каких машинах будут ездить патрульные. Пока таких данных нет. Очевидно, что заниматься этой работой будут рядовые сотрудники. Поэтому логично предположить, что для этих целей закуплен недорогой автопарк из той же серии, что обычные патрульные машины ГИБДД с «официальной раскраской». Не знаете, кого теперь бояться на дороге? Опасайтесь теперь «Лады Приоры» да «Рено Логан», а не «Бэхи» с мигалками. А еще лучше — соблюдайте правила и никого не бойтесь!

Материал в тему: На каких машинах ездят богатые?

За какими нарушениями будут следить тайные патрули?

Целью создания таких скрытых патрулей является ужесточение контроля над исполнением ПДД и обеспечение безопасности участников движения. То есть, наряды будут следить за всеми нарушениями, которые могут совершать водители – от слишком сильной тонировки стекол до нарушения линии дорожной разметки.

Поскольку контроль осуществляется визуально – следует вспомнить о том, что вами может заинтересоваться скрытый патруль:

  1. Слишком сильная тонировка стекол.
  2. Разговор по мобильному телефону без хэндсфри-устройства.
  3. Нечитаемые номера транспортного средства.

Само собой, что сюда же входит агрессивное вождение, то есть любое другое визуально очевидное нарушение ПДД. Однако незначительное превышение скорости, к примеру, такой патруль подтвердить не сможет (разве что вы будете нестись быстрее 100 км/ч там, где разрешено максимум 40, и это зафиксирует камера сотрудников ГИБДД).

Эффективно ли данное нововведение?

По статистике, самым эффективным способом улучшения водительской дисциплины является видеонаблюдение. С камерой нельзя договориться, решить вопрос на месте, камера всегда «заметит» правонарушение даже в тесном потоке, камера всегда «запомнит» номер и модель транспортного средства (а на небольшом расстоянии – и лицо правонарушителя), камера работает 24/7 без перерывов на сон, обед и прочие нужды.

Так что введение скрытых патрулей — следующий логический шаг в борьбе с нарушителями ПДД. Люди знают, что на дорогах камеры — и ездят медленнее. Теперь будут знать, что оштрафовать смогут в любой момент и за что угодно, и начнут соблюдать другие правила.

Почему ввели скрытое патрулирование

Сеть видеонаблюдения над дорогами существует еще не на всех участках, так что обойтись без сотрудников ГИБДД все равно не получится. И если раньше водители вспоминали о правилах, только завидев на обочине человека с полосатым жезлом, то теперь будут вспоминать, только садясь за руль. Так что такие патрули, безусловно, эффективны и нужны с точки зрения безопасности движения и равноправия его участников. Несмотря на небольшое количество нарядов (как говорилось выше, по дорогам Москвы будут ежедневно разъезжать минимум 30 автомобилей), их эффективность все равно будет высока из-за скрытности.

Кто знает, есть ли патруль сейчас на улице, и заметит ли он, как я пересеку двойную сплошную линию дорожной разметки? Или же он выедет из-за угла как раз тогда, когда я решу ответить на важный звонок, сидя за рулем?

Конечно, улучшение дисциплины вряд ли произойдет сразу, на это потребуется какое-то время, чтобы люди привыкли к тому, что их правонарушение может быть зафиксировано. Согласитесь, не очень приятно узнавать об этом спустя некоторое время, получив извещение о штрафе!

Мнение рядовых водителей

Подавляющее большинство водителей крайне негативно реагируют на ужесточение правил ПДД. Люди считают, что это лишний повод для отъема денег. В действительности же — это способ (и способ действенный) предотвратить нарушения, которые могут повлечь аварии, травмы и гибель людей. Еще лет 15 назад за рулем мог оказаться человек, не имеющий водительских прав, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не знающий и не соблюдающий ПДД и твердо уверенный в том, что ему за это ничего не будет (в крайнем случае – придется расстаться с не очень большой суммой денег). Теперь же таких правонарушителей становится все меньше и меньше именно благодаря ужесточению правил и усилению контроля над их соблюдением.

Вот что говорят московские водители.

Александр, 27 лет:

Я раньше ездил на пустой дороге столько, сколько позволяла обстановка, не глядя на ограничения скорости. Меня не смущало проехать по городу вечером со скоростью 120 км/час, если я никому не мешаю, и пешеходов нет. Летом получил почти одновременно два штрафа за нарушение скоростного режима свыше 20 км/ч в двух разных местах и понял, что везде понатыкали камер, не погонять больше. Теперь езжу строго «максимум + 15 км/ч», иногда ускоряюсь только вечером на пустой дороге с работы, я знаю, где там камеры конкретно.

Олег, 59 лет:

Я езжу по области, в Москву — редко. Для нашей деревни все эти московские проблемы не актуальны, у нас и гонять-то негде, дорог нет. Хотя недавно, вон, в Раменском камеру повесили, я попал на штраф. А патрули — чего мне их бояться-то, как будто я штрафов не платил.

Преимущества и недостатки идеи

В перспективе такие патрули должны фиксировать даже мелкие правонарушения, которые сейчас часто встречаются на дорогах. Как следствие – уменьшится и количество аварий и столкновений, наносящих и материальный урон, и уносящих человеческие жизни.

Недостатком можно назвать способ несения службы: патруль будет только фиксировать правонарушение и передавать информацию о нем на ближайший пост ГИБДД. А если пост располагается в нескольких километрах от места, и нарушитель не поедет через него? И «хорошо», если нарушение – это заляпанный грязью номер или «перетонированное» стекло, которое вряд ли может стать причиной аварии. А если водитель разговаривал за рулем по телефону или превышал скорость, и это через минуту станет причиной аварии?

Результаты работы скрытых патрулей

Первые рейды скрытых патрулей ГИБДД уже были проведены – на улицах Москвы в них участвовали 83 сотрудника – и можно говорить о конкретных цифрах:

  1. За первый день на дорогах Москвы было зафиксировано более 300 нарушений ПДД.
  2. За 16 ноября в Москве было выявлено 446 правонарушений. Примерно треть из них касается слишком сильной тонировки стекол.
  3. В первый день за 1 час патрулирования 1 наряд в Москве выявил около 15 нарушений ПДД.
  4. Водителей останавливали с признаками алкогольного опьянения, за проезд через перекресток на красный сигнал светофора, за выезд на встречную полосу движения, за превышение скорости и другие нарушения.

2 комментария

  1. В перспективе – такие патрули должны фиксировать даже мелкие правонарушения, которые сейчас часто встречаются на дорогах.

  2. Ведь в сущности, чем так страшны эти анонимные гаишные машины? Только ленивый не сказал, что служба ГИБДД коррумпирована донельзя, пробу ставить негде, а если им еще разрешат инкогнито следить за нами то вообще ужас, что начнется.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *