Романтика железных дорог. Моя профессия — сервисный инженер РЖД

В сегодняшнем выпуске журнал IQ Review поведает о работе на железной дороге. Традиционно принято считать, что работа в государственном монополисте — компании «РЖД» — стабильная, денежная, но тяжелая и чисто мужская (если не брать в расчет проводниц поездов). Так ли это на самом деле? О своей работе нам расскажет сервисный инженер «РЖД», отработавший на железной дороге почти двадцать лет.

Как я пошел работать на железную дорогу

Приветствую! Меня зовут Виталий, мне 40 лет, живу в городе Новосокольники Псковской области, работаю сервисным инженером (инженер-технолог) в сервисном локомотивном депо. В качестве инженера работаю с 1997 года (стаж по профессии 18 лет).

Что делает сервисный инженер

У сервисного инженера очень широкий круг обязанностей, но основная работа – это работа с документацией, как в бумажном, так и электронном виде. Для работы сервисным инженером требуется высшее техническое образование (желательно университет инженеров железнодорожного транспорта, факультет «Локомотивы и локомотивное хозяйство»), уверенное пользование компьютером, знание программ Word, Excel, Power Point, умение сканировать, отправлять электронную почту. Также надо знать Трудовой кодекс, уметь общаться с начальством и рабочими.

Как получить работу в компании «РЖД»

На работу в «РЖД» устроиться можно, обратившись в отдел кадров локомотивного депо (при наличии свободных вакансий). Можно попробовать поискать вакансии сервисного инженера на сайтах «Авито» или «Яндекс-работа». Попасть на данную вакансию с нуля можно после окончания высшего учебного заведения (как было у меня), можно, постепенно поднимаясь по служебной лестнице: слесарь — мастер — старший мастер и т. д. Лучше всего, на мой взгляд, иметь опыт (хоть небольшой) работы в цеху в качестве слесаря или мастера, чтобы понять суть производства и знать технологию ремонта и конструкцию локомотивов.

Сразу после окончания университета мне было очень тяжело, так как у нас в институтах учат в основном теории, а по факту нужно было иметь практические знания. Но опыт приходит со временем, и годы учебы в университете не прошли даром.

Мне, например, пришлось поработать в качестве помощника машиниста локомотива. Работа, скажем честно, тяжелая, но зато на практике приобрел ценные знания, которые пригодились мне в дальнейшем.

Собеседование на вакансию сервисного инженера

Собеседование проводит, как правило, начальник отдела кадров или начальник производственно-технического отдела. На собеседовании обращают внимание на образование, опыт работы на железнодорожном транспорте, желаемый уровень заработной платы. Мне, например, задали вопрос: «Почему ты пошёл работать на железную дорогу?». Я ответил, что искал романтику. У нас город железнодорожников, и у меня действительно была давняя мечта связать свою жизнь со стальной магистралью.

При устройстве на работу нужно пройти медицинскую комиссию, которая оплачивается позднее.

Работа сервисного инженера — что именно надо делать

Работа сервисным инженером

На самом деле, у сервисного инженера работы много, и она разнообразна. Опишу по пунктам, чем конкретно вам придется заниматься, если вы выберете эту профессию.

  • Требуется заносить данные о ремонте тепловозов в программу 1С. Это делается ежедневно и занимает в среднем 30 минут. Тут понадобится знание программы 1С. Специального обучения не требуется — достаточно прочитать инструкцию.
  • Составлять планы ремонтов тепловозов. Это делается ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Занимает уйму времени. Очень важный и ответственный процесс. Нужно хорошо знать свой парк тепловозов по номерам и межремонтные пробеги.
  • Участвовать в расследовании неисправностей тепловозов. Нужно составлять акты осмотра, фотографировать неисправные узлы, составлять протоколы оперативных совещаний. Особенно неприятны моменты, когда приходится составлять приказы, касающиеся лишения премии и дисциплинарных взысканий в отношении виновных работников. Тут пригодятся знания Трудового кодекса. Народ сейчас грамотный, и чуть что обращается в прокуратуру, но пока дела с прокуратурой мне иметь не приходилось.
  • Разрабатывать технологические карты процессов ремонта тепловозов. Раньше технологические карты составлялись в программе Word, теперь создана специальная программа, в которой можно их создавать, только времени уходит больше. В ней указываются технологические операции, приспособления и инструмент, используемые при работе, размеры и допуски, норма времени.
  • Участвовать в проверках соблюдения технологии. Это нужно ходить с комиссией и писать различные замечания, потом печатать акты и раздавать их — для устранения замечаний.
  • Составлять различные справки и отчёты, которых множество (занимают 50% рабочего времени). В данном вопросе нужно проявлять смекалку, так как собрать информацию для всех отчётов физически невозможно. Главное — проверять внимательно, что именно направляешь — особенно руководителям.
  • Нужно уметь строить графики и диаграммы в программе Excel. В основном я строю графики, гистограммы, круговые диаграммы для наглядности отчётов.
  • Составлять презентации (правда, это бывает нечасто). Презентации выполняются в программе PowerPoint в среднем на 10-20 слайдов.
  • Требуется проводить фотосъёмку и передавать фотографии по электронной почте.
  • Выполнять работы по улучшению качества фотографий в специальных программах.
  • Иногда приходится ездить в служебные командировки.
  • Повышать свой уровень на курсах повышения квалификации. В этом есть свои плюсы, т.к. можно побывать в местах, куда при других обстоятельствах никак не попадешь. Недавно посетил город Ярославль — впечатления от поездки только положительные.
  • Умение хорошо чертить приветствуется. В процессе работы чертил различные чертежи и большие таблицы.
  • Нужно много общаться с работниками депо по мобильному телефону. Служебной сим-карты в настоящий момент нет и приходится использовать безлимитный тариф.
  • Нужно уметь пользоваться интернетом для поиска нужной информации и скачивания технической литературы.
  • Составлять заявки на запасные части для ремонта тепловозов. Процесс трудоёмкий, так как нужно знать не только название и обозначение детали или узла, но и где применяется, и сколько нужно заказать, чтобы хватило.
  • Вести рекламационную работу в случае выхода из строя новых изделий (или изделия после выполненного ремонта). Вести работу надо как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Например, если случается неисправность гарантийного оборудования, то нужно известить об этом ремонтный завод, дождаться ответа и при наличии разрешения от завода проводить своё расследование неисправности с составлением акта-рекламации. Но такие случаи бывают достаточно редко. Плюс к этому нужно заносить данные в специальную программу по рекламационной работе.
  • Заниматься разбором внеплановых ремонтов на бумажных носителях и в электронном виде.
  • Вести журнал учёта внеплановых видов ремонта. Данный журнал ведётся как в бумажном, так и электронном виде. Я участвую в составлении актов комиссионного осмотра локомотивов и выбраковке деталей и узлов.
  • Принимать активное участие в весеннем и осеннем комиссионных осмотрах локомотивов. Для этого нужно хорошо знать конструкцию локомотива и проверять качество проведенного исполнителями ремонта.
  • Проводить технические занятия с ремонтным персоналом согласно утверждённому графику.
  • Участвовать в подготовке документации при отправке тепловозов в заводской ремонт. Для этого делаю опись узлов и агрегатов, фотографирую и готовлю документы в товарную контору.
  • Вести электронную книгу учёта замечаний машинистов. Т.е., когда машинист делает запись о нарушениях в работе локомотивов в специальный журнал, нужно оперативно отреагировать на устранение замечания и дать своевременный ответ.
  • Иногда начальник приносит какие-нибудь тексты для печатания. Приходится делать и эту работу.

Сколько за все это платят

работа на железной дороге

Зарплата сервисного инженера

Заработная плата сервисного инженера сегодня — в пределах 25000-32000 рублей. Размер заработной платы зависит от премии. В настоящий момент установлен 30-процентный размер премии.

Но в связи с кризисом в стране, в том числе и на железной дороге, в последнее время премию не получаем вообще. С недавнего времени установили режим неполного рабочего времени, что отрицательно сказывается на размере заработной платы. Недавно к нам приезжал начальник нашей организации и уверял, что через 2 года положение стабилизируется — поживём-увидим.

Соцпакет в РЖД

В сервисном локомотивном депо предусмотрен социальный пакет, включающий оплачиваемый ежегодный отпуск, оплату больничных листов, компенсацию проезда на железнодорожном транспорте (раз в год) к месту отдыха. Заработная плата выплачивается всегда в срок.

В депо также функционирует профсоюзный комитет. Для членов профсоюзного комитета предусмотрены туристические поездки, проведение корпоративных мероприятий, новогодние подарки детишкам (правда, последние оставляют желать лучшего).

Плюсы и минусы работы

Минусы 

  • Заработная плата становится все меньше и меньше — за последние полгода уменьшилась в среднем на 5000 рублей.
  • Большая эмоциональная нагрузка. Стрессовые ситуации, когда приходится делать несколько срочных дел одновременно, и в это время тебя отвлекает начальник.
  • 90% времени приходится работать на компьютере. Начал замечать, что зрение постепенно ухудшается (очки пока не ношу).
  • Сидячая работа плохо отражается на состоянии здоровья.
  • Обилие оргтехники негативно сказывается на состоянии здоровья. В офисе стоит несколько принтеров, которые отравляют воздух своим запахом.

Плюсы

  • Выходные и праздники — дома. Можно спланировать свои домашние дела.
  • Не надо работать в ночное время. Это большой плюс, особенно для тех, кто знает что это такое.
  • Работа непыльная — в основном в офисе.
  • Возможность карьерного роста при наличии высшего образования (кто его не имеет — можно обучаться заочно).
  • Есть возможность поработать на новой технике и изучить передовые технологии.
  • Есть возможность использовать служебный интернет бесплатно (правда, на личные цели катастрофически не хватает времени).

Ступени карьерной лестницы в РЖД

После должности сервисного инженера можно пойти вверх по карьерной лестнице и стать, например, начальником депо. Это зависит от деловых качеств и удачного стечения обстоятельств. Я знаю наглядные примеры. Главное, чтобы тебя заметили как грамотного и инициативного специалиста.

Например, после сервисного инженера можно стать главным технологом, затем начальником технического отдела, потом главным инженером и затем начальником депо. Путь длинный и может занять 5-10 лет.

Читайте также: Работа вахтой на севере — для тех, кто устал от офисов.

Напоследок дам напутствие желающим пойти по этому пути — тем, кто мечтает работать на железной дороге. Всем, кто мечтает выбрать профессию сервисного инженера, желаю не сомневаться в правильности выбранного пути, постоянно совершенствоваться, повышать свой уровень образования и стремиться занять более высокие руководящие должности!


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *