Каршеринг — взлетит ли новая услуга дешевой аренды автомобилей в мегаполисах?

Для жителя крупного города авто – это не столько предмет роскоши, сколько средство, позволяющее экономить время, все успевать и при этом не жертвовать своим комфортом. Однако собственный транспорт иметь не всегда удобно – он требует дополнительной траты времени и средств на обслуживание. А что, если не иметь его в собственности, а оплачивать только время, которое пользуешься автомобилем по факту? Именно на основании этой идеи был придуман новый бизнес — каршеринг. Сегодня IQR расскажет о новой услуге, появившейся в крупных городах России — краткосрочной аренде автомобилей.

Что такое каршеринг

Каршеринг в Москве

Итак, свою машину многим иметь не по карману — ТО, ремонт, страховка, потеря стоимости и еще куча мелочей помимо трат на бензин. Если автомобиль вам нужен не слишком часто, покупать его просто-напросто невыгодно! Общественный транспорт тоже имеет массу недостатков – приходится добираться до остановок, дожидаться автобуса (электрички, метро), а дождавшись – терпеть тесноту до своей остановки. Да и работает он не круглые сутки, а ведь нередко наши планы распространяются и на поздний вечер, и на ночь.

Одним из последних решений подобной проблемы может стать каршеринг (от английских «car» – автомобиль, и «sharing» – разделение). По сути, это краткосрочная аренда автомобилей. Подобная услуга появилась в Германии еще в 80-е (конечно, не в таком виде, как описан ниже, но суть была та же), а к нам добралась только сейчас.

В Москве лидерами формирующегося рынка каршеринга являются компании Anytime car и Delimobil. В Санкт-Петербурге — Streetcar. Мы будем в своем обзоре рассматривать сервис, организованный в Москве компанией Делимобиль. Обзор не носит рекламного характера, просто сервис однотипный, а «Делимобиль» — пока наиболее известный (если этот термин вообще применим к новому рынку) в Москве бренд, хоть «Энитаймкар» и был запущен раньше.

Подробнее о проекте: что такое Делимобиль?

Делимобиль – проект, стартовавший в начале сентября 2015 года. Его суть – это поминутная аренда легковых автомобилей массовой марки Hyundai Solaris. Модель эта экономичная и в то же время современная, обладающая всеми нужными опциями и относительно привлекательной внешностью. До конца 2015 года московский каршеринг будет располагать парком в 500 автомобилей, а к следующему году их число возрастет в 3 раза — до полутора тысяч.

Как это работает

Сам же процесс каршеринга реализован следующим образом: с помощью приложения на своем смартфоне (имеются как Android, так и iOS-версии) пользователь находит ближайший к нему Делимобиль. Водителя в нем нет – за рулем будете вы сами. Пространство для поездки ограничено – каршеринг в Москве можно использовать в пределах МКАД плюс 5 километров от нее.

Регистрация и использование автомобиля

Рассмотрим последовательно, как использовать каршеринг в Москве. Компании (в том числе и Делимобиль) такого типа работают по одинаковой схеме:

  1. Пользователь скачивает приложение на свой смартфон (либо регистрируется на сайте, а приложение загружает уже после подтверждения аккаунта).
  2. При регистрации потребуются документы: паспорт и водительские права отсканированные с обеих сторон. При этом возраст пользователя должен быть более 21 года, а водительский стаж – более 2 лет.
  3. На телефон придет СМС с кодом доступа к сервису (который рекомендуется сменить).
  4. После этого придется подписать реальный документ – договор об использовании сервиса. Сделать это можно в центральном офисе либо в филиалах, либо же воспользоваться услугами курьера (само собой, оплачиваемыми).
  5. К аккаунту требуется привязать банковскую карту, имеющую достаточное количество средств на оплату услуги.

После завершения регистрации можно приступать к использованию услуги «каршеринг» компании Делимобиль. Для этого требуется открыть карту (доступна как на сайте, так и в приложении на смартфоне), на которой в реальном времени показано расположение автомобилей сервиса. Через приложение выбранное авто бронируется, после чего у пользователя будет 20 бесплатных минут на то, чтобы добраться до транспортного средства. Все просто, чем-то похоже на использование Яндекс-такси.

Материал в тему: как устроиться водителем в Яндекс-такси на своей машине.

Ключей для авто не требуется – открытие замка осуществляется при нажатии на кнопку в приложении, когда вы подойдете к транспортному средству. Прежде чем садиться за руль, убедитесь, что машина в нормальном состоянии: отсутствуют повреждения кузова, фар, проверьте, все ли на месте и в целости внутри. Если обнаружены какие-то проблемы — к примеру, имеется вмятина на капоте либо дверь поцарапана, либо порвана обивка сиденья – следует сообщить в колл-центр, а фотографии повреждений выслать на указанный в договоре почтовый ящик.

Помимо повреждений, проверять требуется также наличие документов – СТС, страховки ОСАГО и топливной карты, которые должны быть в «бардачке». Топливной картой можно пользоваться, если во время поездки у вас закончится топливо, предварительно позвонив в колл-центр. Причем в этом случае минуты, которые вы потратите на поездку до заправки, будут возмещены – в следующий раз при аренде авто вы бесплатно сможете использовать его столько же времени.

После того как вы прибыли в нужное место, нужно просто припарковать транспорт в любом разрешенном месте (в том числе – и на платной парковке), заглушить двигатель и нажатием на кнопку в приложении завершить аренду.

Цены на каршеринг в Москве

Теперь прикинем, выгоден ли каршеринг – цена на него на данный момент по тарифам «Делимобиль» такая:

  • 1 минута поездки – 8.9 рублей;
  • 1 минута в режиме ожидания – 1.5 рубля.

Примечание редакции: У Аnytimecar тарифы ниже — за «Солярис» взимается 6 рублей по будням и 7 — по выходным. Также есть возможность взять Мерседес А-класса (за 8 рублей в минуту по будням).

Режим поездки включается, когда вы нажимаете кнопку открытия замка в приложении, и завершается, когда вы припарковались и опять нажали на кнопку.

Режим ожидания включается автоматически, если пользователь не успевает добраться до автомобиля в отведенные 20 минут. Его же можно запустить и самостоятельно – если вы, к примеру, вышли в магазин или отправились по каким-то другим делам.

Как видите, стоимость каршеринга в Москве весьма привлекательна: за час поездки вам придется отдать 534 рубля, а за час ожидания – 90 (вполне должно хватить, чтобы отовариться в супермаркете). Для сравнения – услуги такси или попутки в Москве обходятся примерно в 250-450 рублей за 10 километров, а каждый последующий километр – еще в среднем в 15-25 рублей.
Поездка в общественном транспорте в Москве обойдется в 30-50 рублей, и это без пересадок. Если вы не слишком спешите, на улице отличная погода, у вас в руках нет сумок и пакетов с продуктами – конечно, почему бы не проехаться на метро? А вот если за окном дождь, время поджимает, а вам нужно закупить продуктов на неделю – тогда уже куда разумнее переплатить и с комфортом съездить за покупками.

Преимущества и недостатки системы каршеринга

Теперь разберемся, так ли хорош каршеринг в Москве. Компании по предоставлению подобных услуг стремятся привлечь клиентов, обеспечивая для них максимальный комфорт и минимальные требования, и пока что у них это получается. К преимуществам можно отнести:

  • регистрация осуществляется просто и быстро;
  • дешевая стоимость;
  • наличие режима ожидания;
  • большой автопарк, который будет расширяться;
  • современный и красивый автомобиль для поездок;
  • интуитивно понятное и простое приложение;
  • отсутствие необходимости самостоятельно решать проблемы со страховкой и техосмотрами.

Без недостатков система каршеринга, впрочем, не обходится:

  • необходимость самостоятельно управлять автомобилем (езда за рулем «незнакомой» машины требует повышенного внимания и немалого опыта, особенно на оживленных московских улицах);
  • необходимость каждый раз внимательно проверять состояние авто – если вы упустите какой-то дефект, его может заметить следующий пользователь, и виноватым в таком случае окажетесь уже вы;
  • до автомобиля каждый раз нужно добираться в новое место;
  • управление со смартфона (а вдруг гаджет разрядится, когда вы будете за рулем?).

Перспективы рынка каршеринга в России

БМВ в Москве

Актуален ли сервис для горожан?

Безусловно, каршеринг – услуга актуальная, и для современного человека – нужная. Свое авто хочется иметь многим, но никому не хочется за ним ухаживать. А тут вы получаете возможность пользоваться машиной тогда, когда потребуется: к примеру, когда опаздываете на работу либо когда требуется добраться куда-то поздней ночью.

Актуальность доказывается еще и тем, что в других городах также развивается каршеринг: Санкт-Петербург уже имеет подобные сервисы, планируется запуск системы в других крупных городах России. Правда, в городах поменьше актуальность поминутной аренды автомобилей уже резко падает: там и расстояния поменьше, и стоимость такси тоже. Так что, скорее всего, в таком формате каршеринг будет нормально существовать только в крупных мегаполисах.

Мнения москвичей

Мы попросили москвичей прокомментировать, интересен ли им такой сервис.

Александр, водитель, 27 лет:

«Я вызывал такси один раз в жизни, когда мне его оплатил работодатель — это слишком дорого для меня. У меня крыша поедет, если за каждую минуту дороги будет тикать счетчик, особенно по московским пробкам. Автомобиль содержать дорого, но ты хотя бы заплатил и забыл, мне совсем не нравится идея платить за каждую минуту».

Кирилл, ездит на такси, 32 года:

«Я мог бы купить себе Мерседес, но не покупаю машину, потому что в Москве она не нужна. На такси сел, заплатил, забыл. А тут машину искать, рисковать попасть в ДТП — зачем мне это? Такси этот сервис не конкурент».

Марина, водитель, 53 года:

«Ну, во-первых, Солярис — это погремушка, я в такую не сяду, я привыкла к БМВ. Во-вторых, своя машина — это своя машина. Не знаю, для кого это придумали».

Алиса, водитель, 27 лет:

«Ну, если посчитать, в отдельных случаях это может иметь экономический смысл. Днем я по Москве за час могу проехать порядка 25 км. Если брать по минимальному тарифу в 6 рублей за минуту, это будет порядка 360 рублей — невыгодно. А вот если взять ночью и, что называется, «загнать лошадь», через весь город за 20 минут — это совсем другое дело, за 120 рублей тебя никакое такси не повезет ночью даже до магазина. Мне бы сервис каршеринга был интересен, если бы там был большой выбор спортивных тачек, пусть за другую цену. Но машин не завезли — только кредитопомойки, увы».

Каршеринг как бизнес

Тот факт, что в эти проекты вкладываются большие деньги (закупка автопарка, колл-центр, сервисное обслуживание, реклама), позволяет предполагать, что у каршеринга в России есть будущее. Бизнес-модель довольно нестандартная, в ней много рисков, которые, впрочем, хорошо контролируются — ведь человек подписывает договор, а крупная организация имеет возможность держать квалифицированных юристов и взыскивать долги (штрафы, ДТП), да и банковская карта привязывается, можно проводить автоматические списания.

Как стать соинвестором

Anytime предлагает всем желающим поучаствовать в «дележе пирога» нового рынка — стать соинвестором проекта. Предлагается 2 модели инвестиций:

  • участие в выручке машины;
  • фиксированные ежемесячные выплаты

Фактически, вы покупаете для сервиса машину, оплачиваете взносы на ее техобслуживание и получаете ежемесячную выплату на свои инвестиции.

По деньгам это выглядит так. Вы инвестируете в первый год 670 тысяч рублей в покупку нового автомобиля. Второй и третий годы — платите по 100 тысяч за сервис. И каждый месяц получаете либо фиксированную выплату — 34 тысячи рублей (408 тысяч в год), либо вкладываете больше, но и получаете больше (при условии, что сервис раскрутится). Предполагается, что машину спустя три года продают по остаточной стоимости, за 400 тысяч рублей и деньги отдают вам. В общем, это практически аналогично сдаче машины в аренду в такси, все проблемы решает подрядчик, с вас — только деньги на машину. Декларируемая доходность инвестиций — порядка 25% годовых. В реальности стоит рассчитывать на 20% годовых.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *