О бюджете фрилансеров: как распоряжаться доходом при свободном графике работы?

Люди, имеющие фулл-тайм-график с утра до вечера, часто завидуют фрилансерам, которые могут сами планировать свой режим работы. Однако и у такой свободной занятости есть свои минусы.

Основной из них — это отсутствие стабильной зарплаты. Да, фрилансер может просыпаться в 11 утра, и работать прямо из дому, но при этом он не всегда уверен в том, сколько он сможет заработать в этом месяце, а сколько — в следующем. Конечно, бывают и исключения, когда человек со свободным графиком твердо уверен в своем доходе, но это актуально для меньшей части.

IQReview рассмотрит, как фрилансеры решают проблему с нестабильным доходом.

Артем К., веб-дизайнер, фрилансерский стаж — 5 лет

Веб-дизайнер я и по призванию, и по специальности, в сфере этой работаю с 2006 года. Начинал в небольшой студии в Москве, которая занималась рекламой, и состояла из 5 человек (в их числе и я). Первые 5 лет работал на фулл-тайме с 9 до 18 в офисе, и в принципе был всем доволен: и доход неплохой шел (получал тогда около 50 тысяч), и работа была разнообразная и интересная.

С 2011 года у компании начались небольшие проблемы с заказами. Офис у нас был в престижном и дорогом месте, и чтоб сократить расходы — его свернули, а всех сотрудников — отправили работать из дому.

Ставку мне тогда чуть урезали: получать я стал 30 тысяч за 5-часовой рабочий день, когда работать — выбирал я сам. Я коренной москвич, проблем с жильем нет, поэтому критичным для меня это не стало. А вот график такой — очень понравился. К своей основной работе я быстро подыскал подработку — на бирже фриланса.

Итого на 2016 год у меня получается такая ситуация с доходами в месяц:

  • 35 тысяч — оклад на веб-студии, работаю 5 часов (время выбираю сам), из дому, 6 дней в неделю;

  • около 10 тысяч — приносит еще один постоянный заказчик, с которым работаю около года, работать приходится в среднем 10-12 часов в неделю (бывает, что каждый день понемногу, бывает — что в один день сразу большой объем);

  • еще 5-15 тысяч — приносят разовые заказы с биржи фриланса, на это трачу в среднем 2 часа в день, 5-6 раз в неделю.

Поскольку основной доход у меня идет от сотрудничества со студией, и я от него сильно завишу — работа оформлена официально, по договору. Если вдруг компания решит меня уволить — у меня будет как минимум 1 оплачиваемый месяц, чтобы переключиться на другой источник дохода.

На всякий случай каждый месяц я откладываю 15%: открыл рублевые счета в 2 банках, под 6.5% и 7%. Проценты не снимаю — они начисляются обратно на счет. Поскольку живу я сам, жильем обеспечен, и крупные покупки (техника, к примеру) совершаю редко — мне более чем хватает средств, даже не смотря на кризис.

Мария В., онлайн-сотрудник SEO-компании, фрилансерский стаж — 3 года

Одним-двумя словами мою специальность назвать вряд ли получится — обязанностей у меня много. Я и контент-менеджер, и копирайтер, и семантик, и HR-менеджер (периодически приходится искать и разовых, и постоянных исполнителей на разные задачи). Удаленно сотрудничаю с конца 2014 года с одной небольшой компанией, которая занимается SEO. Работаю без договора.

Примерный месячный доход — около 30 тысяч рублей, при 6-дневном графике и работе по 7-8 часов в день. График ненормированный: могу трудиться когда угодно, и по необходимости разбивать рабочий день на несколько частей.

Из 30 тысяч большую часть (25 тысяч) приносит основная занятость, в SEO-агентстве: ставка у меня там почасовая. На эту работу уходит примерно 6-7 часов в день, с 1 выходным в неделю. На эти деньги — живу: аренда небольшой студии, коммуналка, еда. Живем с подругой, в Краснодаре, все расходы делим на двоих. Одежду покупаю примерно раз в 3 месяца. Также ежемесячно откладываю примерно по 1-2 тысячи — на подарки.

Еще 5 — получаю, подрабатывая копирайтингом, примерно по 1 часу ежедневно. Эти деньги только откладываю, не тратя. Это одновременно мой запас на черный день, и одновременно средства на всякие непредвиденные расходы (вроде «больничного» или «отпуска», они ведь у фрилансеров не оплачиваются).

Егор А., копирайтер, переводчик, фрилансерский стаж — 7 лет

Английский язык я учил с детства, и уже в 19 лет свободно на нем разговаривал. Это помогло мне быстро устроиться в бюро переводов (это был 2007 год): вначале на простые тексты, позже (параллельно с работой проходил курсы) — на технические и на документы.

Как фрилансеры распоряжаются доходами?

В начале 2009 договорился с начальством о работе на дому — все равно за компьютером сидеть, так хоть не надо время на дорогу тратить. Так я и пришел во фриланс.

Планирование финансов стало для меня сложным вопросом: раньше мой график зависел от работы, а когда я оказался в «свободном плаванье», то не сразу научился контролировать свой бюджет. В этом деле на помощь пришел простой способ: я завел самую обычную тетрадку, куда стал записывать все доходы-расходы.

За 3-4 месяцев я высчитал среднюю сумму, которую трачу в месяц. После этого разделил ее по группам: еда, коммунальные расходы, связь, средства гигиены — то есть вещи первой необходимости в быту. Это — моя минимальная месячная планка.

В отдельную группу вынес расходы нерегулярные: покупка одежды, развлечения, отдых, лечение. Для таких трат я ежемесячно откладываю по 3-5 тысяч в среднем.

По доходу на 2016 год у меня получалось примерно 60-65 тысяч рублей в месяц, при средней загрузке (8-9 часов работы по 5 дней в неделю). Основную часть дохода (около 75%) приносят 2 контракта с двумя бюро переводов. В каждом из них я выполняю определенный объем работ, на который в среднем трачу 4-5 часов по будням. На эти деньги — живу.

Оставшаяся четверть дохода — подработка, все деньги от которой я откладываю. Половину отложенного храню дома, вторую половину — кладу на депозит. Большую часть этих денег получаю с биржи Фриланс.ру — там у меня уже есть раскрученный аккаунт с неплохим рейтингом, поэтому проблем с заказами нет.

Бюджет фрилансера

Если вдруг интересных и выгодных предложений там не нахожу — есть запасной вариант: похожий сайт, на котором у меня есть пара заказчиков, у которых всегда есть задания. С одним из них даже договоренность есть: если вдруг у меня освобождается больше времени — я иду к нему на контракт, так что «страховка» имеется.

Евгений Ф., SEO-специалист, фрилансерский стаж — 5 лет

Поскольку я живу на съемной квартире в чужом городе, мне обязательно приходится внимательно контролировать доходы и расходы. Вообще в работе фрилансера самое главное — это самодисциплина. Сегодня отвлекся на пару часов, завтра посмотрел фильм вместо работы, послезавтра снова отложил свои задачи — и уже влетаешь по деньгам. Поэтому всем, кто работает из дому, надо в первую очередь учиться заставлять себя работать.

У меня с этим проблем особых нет — я сам по себе человек дисциплинированный и ответственный, и поэтому к планированию бюджета подхожу очень внимательно. Все доходы-расходы веду с помощью приложения на смартфоне. Если где-то выхожу за запланированный предел — программа сама об этом «напомнит».

Поскольку по работе я не привязан к офису и времени суток, то я устроился сторожем в гаражный кооператив недалеко от квартиры. Как по мне — вообще идеальный вариант дополнительного заработка для любого фрилансера. Задач, по сути, никаких, сиди себе в помещении, ну и периодически прогуливайся на обходы.

Чтобы совмещать, беру с собой ноутбук, Интернет — раздаю с телефона. Оклад сторожа выходит небольшой — 10 тысяч в месяц, при работе «сутки через двое». Зато такая подработка меня никак не ограничивает, и зарплаты как раз хватает на аренду жилья.

Основной доход я получаю от работы SEO-специалистом, сразу на несколько фронтов:

  1. «Курирую» небольшой онлайн-магазин: расписываю план продвижения, набираю людей для выполнения разных задач, слежу за их работой. Сотрудничаем без контракта, но уже почти год. Ставка за это — 10 тысяч рублей, если происходят какие-то незапланированные (план в начале каждого месяца обсуждаю с владельцем) работы, за них обычно оплата повышается.

  2. Составляю семантические ядра на заказ. Работа нестабильная, но денежная, если попадаются такие заказы — делаю их в первую очередь.

  3. Произвожу SEO-аудит сайтов и онлайн-магазинов. Одна из самых частых задач, приносит около 10-15 тысяч, заказчики находят меня сами — у меня есть аккаунты на 2 биржах фриланса и одном тематическом форуме.

  4. Копирайтинг. Этому занятию уделяю примерно 1-2 часа почти каждый день.

Весь доход с копирайтинга (получается с него по-разному, когда 2-3 тысячи в месяц, когда 5), я откладываю — открыл пополняемый депозит под 7%. Помимо этого стабильно откладываю по 1-2 тысячи наличными, чтобы диверсифицировать накопления.

Если месяц выдается особенно выгодным (в конце остается сумма больше 2-3 тысяч) — эти деньги я обычно либо трачу на текущие нужды (одежда, обувь, средства гигиены, бытовая химия, закупаюсь долгохранящимися продуктами), либо, если особо ничего не нужно — откладываю наличными.

Рекомендации фрилансерам: как вести свой бюджет, имея свободный график

Поскольку количество фрилансеров ежегодно увеличивается — актуально будет рассмотреть общие и подходящие для всех советы по планированию личного бюджета.

Пример месячного плана бюджета
Пример месячного плана бюджета

К наиболее полезным можно отнести такие нюансы:

  1. Точно планируйте траты на следующий месяц и отдельно — на каждую следующую неделю. В план желательно всегда закладывать небольшое превышение (на 5-10% будет достаточно): вдруг что-то подорожает, или чего-то не окажется в продаже, и придется брать аналог дороже. Чем точнее и детальнее будет план — тем проще управлять бюджетом.

  2. Определите расходы на нерегулярные покупки: одежду, технику, подарки к праздникам, косметику, средства гигиены и бытовые средства, мебель. Разбейте их стоимость на какое-то количество, и откладывайте на них постепенно.

  3. Определите свой «прожиточный минимум»: расходы, без которых совсем никак не обойтись. Оплата аренды квартиры и/или коммунальных услуг, услуг связи (ведь фрилансер без Интернета — как без рук), покупка еды по минимуму — вы должны точно знать, ниже какой суммы точно нельзя получить.

  4. Ведите строгий учет финансов. Вы должны точно знать, сколько брать с собой денег в магазин, сколько уйдет на оплату Интернета, и во сколько примерно — обойдется «коммуналка» (можно отдельно почитать о том, как экономить на коммунальных услугах). Если вы только въехали в новую квартиру (свою или съемную, не важно) — желательно поинтересоваться насчет стоимости коммунальных услуг у хозяев/соседей. Ведите учет как расходов, так и доходов. Делать это можно как в тетради, по старинке, так и в специальных приложениях для ПК/смартфонов, или в обычной Excel-таблице.

  5. Не работайте в ноль. Если в конце месяца после всех трат у вас не получается ничего отложить — надо сделать анализ финансов: пересмотреть и доход, и расход, и что-то поменять (сменить место работы, работать дольше/лучше, сократить расходы). 

  6. Всегда оговаривайте сроки оплаты с клиентом, и не ставьте их слишком близко к своим важным расчетным датам. Если 25 числа каждого месяца вы платите за аренду квартиры — не стоит договариваться с крупным заказчиком об оплате 24 числа. Пропала связь, поменялись условия работы, надо внести правки, или просто клиент оказался обманщиком — и у вас остается минимум времени, чтоб найти нужную сумму.

  7. Работайте по контракту, если это возможно (особенно если заказчик крупный/постоянный). В контракте — точно прописывайте сроки оплаты и какие-то возмещения за просрочку оплаты заказчиком.

  8. Старайтесь диверсифицировать доход. Работать с одним и тем же клиентом — удобно: не надо искать заказчиков. Но если вдруг сотрудничество прекратится — вы останетесь без заработка вообще, по крайней мере на первое время, пока не найдете новый источник дохода. Поэтому, даже если у вас есть выгодный и крупный заказчик — всегда старайтесь подыскать какую-то подработку и запасной вариант.

  9. Не метайтесь от заказчика к заказчику. Если вдруг удалось найти более выгодного клиента при наличии стабильной работы — не спешите полностью переключаться на работу с ним, обрывая предыдущие связи. Во фрилансе главная проблема — это стабильность. Поэтому с каждым клиентом рекомендуется выстраивать отношения постепенно, и даже в случае прекращения сотрудничества — рекомендуется интересоваться о возможности дальнейшей работы.

  10. Откладывайте. В идеале, чтобы не оказаться в сложной ситуации, человеку нужно иметь про запас сумму, которую хватит на 6 месяцев жизни — за такой период точно можно будет как-то поправить положение. Отдельно рекомендуется откладывать на «отпуск» и «больничные»: ведь фрилансерам их оплачивать некому.

One comment

  1. Посему рекомендую фрилансерам в любой отрасли иметь пару «дойных коров», которые приносят основной доход, тогда вся остальная деятельность воспринимается как бонусная.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *