Как и сколько может заработать рэп-исполнитель в России?

В странах СНГ рэп появился и стал набирать популярность в середине — конце «девяностых». Кто в те годы был подростком, наверняка вспомнят и Многоточие, и Bad Balance, и Касту — первые из самых популярных российских рэп-групп.

Сейчас исполнителей в этом жанре на российской сцене стало гораздо больше, а сами треки стали более многогранными. Среди треков есть как серьезные, наполненные смыслом произведения омских «Гротов», так и весело-беззаботные песни АК-47. И практически каждый год в отечественной рэп-индустрии появляются новые имена (из самых последних можно выделить Скриптонита).

Интересным является вопрос о том, сколько и как зарабатывают рэперы в России, и можно ли использовать такое хобби как заработок. IQReview приведет в качестве примера несколько историй молодых отечественных рэперов.

На чем вообще могут зарабатывать рэперы в России?

Прежде чем познакомиться с реальными историями, полезно будет узнать о том, как вообще могут зарабатывать российские рэп-исполнители.

Сразу приведем возможные источники финансов:

  1. Концертные выступления. Вариант, подходящий для исполнителя практически любого уровня, различаться будет только масштаб мероприятия, на который его могут пригласить. Для новичков это может быть небольшой подвал с несколькими десятками гостей, а для популярных исполнителей (вроде Басты) всегда открыты известные клубы. Вознаграждение за выступления формируется от продажи билетов. Если ты популярный артист — концерты являются одним из основных источников дохода.

  2. Выступления на частных мероприятиях. Вариант, скорее, исключительный, актуален для самых-самых топовых исполнителей.

  3. Гострайтинг (написание текстов на заказ). В России такая практика не очень популярна: некоторые исполнители считают постыдным покупать чужие тексты (в отличие от США, где это является распространенным делом). Однако спрос есть, и если у рэпера имеется талант к написанию, он сможет заработать уже только на сочинении, без дальнейших выступлений и собственного исполнения. Много на таком занятии заработать вряд ли получится, да и спрос нестабильный, поэтому гострайтинг это, скорее, подработка, чем основной источник дохода.

  4. Продажи на iTunes. Еще один дополнительный способ заработать. В странах СНГ покупка контента — явление малораспространенное. Практически любую песню уже в день релиза можно скачать/послушать бесплатно, поэтому за музыку платят в основном по собственному желанию, чтобы поддержать исполнителя финансово. Такой вариант может принести более-менее значительные деньги в основном тем, кто пользуется популярностью, имеет тесный контакт со своей аудиторией. Ну и вдобавок — аудитория должна быть большой — если вас слушает 100 пользователей, и из них 5 человек купят альбом за 150 рублей, особой выгоды это не принесет.

  5. Продажа товара с символикой группы/исполнителя («мерч»). Вариант, который является дополнительным источником дохода на концертах. Вне выступлений такая продукция будет продаваться только у известных исполнителей. Сейчас практически каждая популярная группа/артист имеет на личном сайте/в соцсетях отдельную рубрику, в которой продается мерч.

  6. Реклама в социальных сетях. YouTube, ВКонтакте, Инстаграм и прочие социальные сети — все это может стать рекламной площадкой, если у владельца аккаунта имеется широкая аудитория. Если ваши видео набирают по 100 тысяч просмотров на Ютубе, или в Инстаграме на вас подписаны хотя бы 10 тысяч человек — вам вполне могут приходить предложения о рекламе. Для рэперов это в основном одежда, обувь и аксессуары, однако, в принципе, аккаунт с большой посещаемостью/аудиторией может рекламировать вообще что угодно.

  7. Оффлайн-реклама. Вариант актуален в основном для известных исполнителей, и большей частью касается рекламы одежды. Некоторые группы/артисты договариваются с брендами, что они будут носить/пользоваться их продукцией. Поскольку известный человек всегда на виду, и имеет обширную аудиторию — это выгодно производителю. Исполнитель может получать как отдельную оплату, так и просто бесплатную продукцию.

  8. Участие в баттлах. С недавних пор за участие в Versus Battle, которое изначально было бесплатным, стали платить. Получить можно от 15 до 50 тысяч (конечно, оплачивать будут участие не каждого исполнителя).

Вкратце об отличиях российской и западной рэп-сцены в плане дохода

В российском рэпе «средний» исполнитель редко может похвастать огромными заработками. Крупные доходы — скорее исключение: их имеют лишь самые-самые известные и популярные артисты и коллективы, уровня Centr, Касты, Газгольдера (или из набирающих популярность — Оксимирона). Для подавляющего большинства других исполнителей, даже если они набирают популярность, сложно преодолеть порог в 100 тысяч рублей в месяц. Разовые крупные заработки возможны, но вот со стабильностью сложно.

На Западе же доход у рэперов, даже не топовых — на порядок выше. Ну а если говорить о самых популярных, уровня Eminem, Snoop Dogg, Tech N9ne, Dr. Dre, то заработок у них исчисляется миллионами долларов. У российских «топов» доходы ниже в разы, если не в десятки раз. Причем Forbes даже ежегодно публикует рейтинг 20 наиболее успешных (по размеру прибыли) рэперов. Он так и называется: Hip-Hop Cash Kings, и чисел меньше 1 миллиона долларов там, наверное, никогда не было.

Теперь познакомим читателя с несколькими реальными историями российских рэперов, которые недавно начали свой творческий путь.

Никита «Редо», 23 года

Музыкой заинтересовался 6 лет назад (в 17), под впечатлением легендарных Tech N9ne и Eminem. На одной из дружеских встреч по просьбе знакомых прочитал тексты, которые писал ранее.

молодые рэперы
Фото участников группы Bad Balance в молодости

Никита учился на физхимика, однако с высшим образованием не сложилось — после 3 курса исключили из заведения. В те годы парень уже был всецело поглощен рэпом, что и мешало учебе — трудновато решать сложные уравнения, одновременно думая о музыке. Сейчас Редо жалеет только о том, что потратил 2 года жизни, и не отчислился раньше.

Чтобы обеспечивать себя, пошел в бармены — работа для молодого парня подходящая. Хотел научиться делать коктейли, и даже поставить домашний мини-бар: и для себя приятно, и друзей угощать. Однако из-за разногласий с коллективом нигде не выходило поработать долго — месяц-два и все.

Из памятного музыкант вспоминает: после очередного рабочего дня ему «ВКонтакте» пришло сообщение от анонима: «Тебя рэп уже не кормит?». После этого Никита решил, что работать в сфере обслуживания, да еще и в своем же городе, где полно знакомых — не вариант. Вместо этого парень стал заниматься дизайном (создавал логотипы, лендинги, визитки и так далее). Однако занятие это оказалось не самым легким — в сфере дизайна уже работало достаточно много людей, среди которых были и настоящие специалисты. Иногда Редо удавалось получать и крупные заказы (к примеру, он делал дизайн для клуба МИФИ по бейсболу), однако в основном все время уходило на то, чтобы зарабатывать только на жизнь. Пробовал специализироваться на дизайне для музыкантов, однако в этой сфере много тоже не получишь: отрисовать обложку к треку — стоит около 300 рублей. И даже такой заказ еще надо найти. Зато такой опыт помог в будущем — теперь Редо сам создает обложки для собственных произведений.

После этого фрилансерская занятость сменилась работой в офисе — Никита устроился штатным дизайнером в небольшую организацию. Занимался простыми заказами по рекламе (нарисовать визитку, оформить объявление), чего, впрочем, стало хватать (о карьере дизайнера и уровне дохода в этой сфере можно почитать отдельно).

Последние полгода наконец-то основным источником дохода рэпера стала любимая музыка. Заработок денег не очень высокий (до 60-70 тысяч не доходит) и нерегулярный, но для творческого человека главное — заниматься любимым делом. А на минимальные потребности дохода вполне хватает: жилье на окраине Москвы снять, одеться, купить еду. Из плюсов — теперь все время Никиты посвящено только творчеству, а значит — можно развиваться в полную силу.

Деньги зарабатывает, выступая на концертах: раньше — в «Смене», теперь — в Grime Ting и «Четыре на четыре». В среднем за 1 выступление выходит 5-15 тысяч, в месяц случается 2-3 раза. Раньше суммы были поменьше, но зато выступать приходилось чаще, что было не так удобно.

rap-koncert

Еще один ожидаемый источник дохода — продажа альбома на iTunes, альбом музыканта почти 3 недели держался в топе. Дополнительно деньги приносит и продажа мерча — все-таки имя у музыканта уже есть, и поэтому слушателей такая продукция начала привлекать. Из первой партии Никита бесплатно отдал несколько футболок наиболее активным слушателям, которые всегда «в теме» — в качестве рекламного хода. Это принесло результат — одежда быстро разошлась.

По мнению музыканта, в России рэперы могут зарабатывать, и в последнее время эта возможность улучшается, вместе с развитием рэп-культуры. Буквально несколько лет назад никто и слышать не слышал про баттлы, а на выступления приходило под сотню людей (пусть и тех, кто в теме). Сейчас на рейве могут присутствовать почти полтысячи слушателей, правда, теперь публика стала менее разборчивой — приходят не ради любимого музыканта, а просто, потому что это модно.

Насчет сотрудничества с лейблами — Никита такой вариант не жалует. В российском рэп-бизнесе это означает, что тебе нужно просто отдавать больше половины прибыли бренду, а взамен ты не получаешь адекватной пользы. Есть, конечно, и исключения: Скриптонит после попадания в «Газгольдер» заметно пошел вверх. Однако куда полезнее найти хорошего менеджера, который возьмет на себя все организационные вопросы — результат будет тот же, но намного выгоднее.

Материал в тему: Звукорежиссер — человек, создающий искусство

Федор «Букер», 21 год

Рэпом, как и большинство подростков, заинтересовался в юности — в 16-летнем возрасте. Сначала это было просто сочинение стихов, однако желание самореализации требовало большего. Глядя на выступления других людей, Федор чувствовал, что он не хуже — это и подталкивало его развитие.

Образование у музыканта редкое — «прикладная этика» философского факультета СПбГУ. Красивое название и интеллигентная суть — единственные преимущества диплома, с таким образованием идти только в преподаватели.

На обычной работе долго не продержался, и последние несколько месяцев зарабатывает на жизнь только музыкой. Поработать успел продавцом, официантом, барменом, но быстро понял, что музыка сможет дать ему больше.

Трамплином для творчества Букера стали баттлы — он присутствовал на двух сотнях таких «дуэлей», и еще несколько сотен смотрел на видео. Такие мероприятия — источник опыта для любого рэпера, а для начинающего полезны особенно.

Совсем недавно, в октябре, у Федора были первые концерты, где он выступал сам: один в Москве и один в Питере. Присутствовали на них чуть больше сотни человек, что для начинающего исполнителя — неплохой показатель. У большинства рэперов именно концерты и являются основным стабильным источником заработка — к примеру, за эти выступления Букер получил около 50 тысяч рублей. Если учесть, что он начинающий — вполне нормально, однако у более известных артистов гонорары, естественно, ощутимо выше.

logotip-versus-battle
Логотип Versus Battle

Из особенностей «работы» рэперов в России — самоорганизация. Вряд ли тебя куда-то позовут или как-то заметят, если ты сам не будешь суетиться: делать мерч, организовывать концерты, общаться с аудиторией. В США крупные лейблы и агенты «охотятся» на талантливых новичков, идут с ними на контакт, помогают им развиваться и финансово, и советом. У нас же подавляющему большинству рэперов приходится все делать самостоятельно, делая ставку на активность и коммуникабельность. На Западе — это бизнес с большими деньгами. У нас из более-менее серьезных можно выделить разве что Тимати и Басту.

Владимир «Галат», 22 года

На серьезном уровне рэпом стал заниматься 3-4 года назад. Музыкой увлекался и раньше, однако это были уличные любительские баттлы.

В конце 2016 у музыканта выходит первый альбом: до этого были релизы любительского уровня и участие в баттлах.

По образованию Владимир — юрист, и до сих пор учится на заочном. Мысли о том, чтобы бросить учебу и полностью переключиться на музыку были, однако до диплома осталось недолго — уже последний курс. Учебу совмещал с работой, причем работал с 17 лет. Успел побывать и менеджером, и печатником (делал принты на одежде), и оператором call-центра.

С недавних пор полностью посвятил себя музыке — занимается гострайтингом, и несколько раз участвовал в баттлах за оплату. Баттлы — не основные источники финансов: деньги за них предлагают не всегда, да и бывают они не каждый день. Зато гострайтинг — более выгодное дело: заказов у Владимира на написание текстов хватает. Пусть они и не очень дорогие — зато их много. Заказывают их начинающие рэперы — как для своих песен, так и для баттлов.

Совсем небольшой, но все-таки доход приносят еще 2 источника: продажа треков на iTunes и продажа мерча. Пока артист не имеет огромной популярности, и дохода от этих занятий большого ждать не приходится. Но все-таки какие-то деньги получить удается. Ну и после выхода альбома Галат планирует тур по России — это должно быть наиболее выгодным источником дохода.

Как и большинство других молодых российских рэперов, Владимир не сотрудничает с лейблами. Предложения были, однако заключались в одном: делиться своим доходом за не совсем понятную помощь. Все преимущества сотрудничества с лейблами можно получить, взяв в помощники одного менеджера. Галат сотрудничает с парнем, которому всего 19 лет, но зато он полностью берет на себя все организационные вопросы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *