Детский психолог. Моя профессия — гордость, счастье и боль

Журнал IQR уже рассказывал о работе школьного учителя. Но в школе трудятся не только учителя. Еще одна интересная профессия, связанная с детьми — школьный психолог. Если учителя занимаются обучением детей, то работа психолога — решение личных проблем ребенка. Обратите внимание на необычный заголовок статьи — так пожелала ее озаглавить сама героиня, и, наверное, это неспроста. Передаем ей слово.

Как я стала детским психологом

Меня зовут Елена. Работаю детским психологом в обычной средней школе города Симферополя. Мне сорок четыре года. Общий стаж по специальности — чуть больше пятнадцати лет. В период учебы в институте проходила практику в социальной службе в качестве помощника психолога. Отдел занимался кураторством неблагополучных семей, вел сопровождение детей под опекой. Получила диплом, и мне предложили работу уже на постоянной основе в этой же службе. Не могу сказать, что была на седьмом небе от счастья, но за неимением других вариантов согласилась. В период практики столько насмотрелась на сломанные детские судьбы, что временами хотелось поменять специализацию.

Мой опыт работы с проблемными детьми

Отдел занимался не только кураторством, а еще и изъятием детей из семей, в которых родители злоупотребляли спиртным или занимались наркотиками. Попадались и такие, которые жестоко обращались с малышами. Привыкнуть к этим вещам невозможно, но по долгу службы мне первой приходилось общаться с такими детками, для того чтобы комиссия потом вынесла заключительный вердикт. Была в команде тех, кто решал, как дальше поступить с ребенком, жить ему с мамой или в детском доме. Я понимала, что ошибиться в этой ситуации равносильно преступлению. Сумасшедшее бремя ответственности давалось мне, молодой девчонке, очень тяжело.

Никогда не забуду трехлетнего мальчика, которого забирали из ужасной конуры от матери-алкоголички. Он плакал, цеплялся за мать, а она совершенно ничего не понимала, только глазами вращала. Ребенок был в ужасном состоянии, голодный и простуженный. Его отвезли в больницу, а мать скрылась в неизвестном направлении. Позже я узнавала о мальчике — его усыновили спустя год, а горе-родительницу так и не нашли. И таких примеров масса.

Работа школьным психологом

Психолог
Психолог и ребенок

Когда появилась вакансия психолога в школе, я с радостью согласилась. Зарплату предложили на порядок ниже, но мне было все равно. На тот момент я получала «голую» ставку в пределах тысячи гривен. Раз в квартал могли дать премию. Я с головой окунулась в работу. Поступила заочно в пединститут, так как для работы в школе недостаточно было иметь только медицинское образование.

Преподавательский коллектив принял меня с холодком. Дело в том, что система образования только-только начинала вводить психологическое сопровождение в общеобразовательные школы. Существовала постыдная практика оставлять проблемы, конфликты и прочие неприятности в стенах заведения.

Зачем нужен психолог в школе?

В мои обязанности входило не только общение с детьми, а еще и документальная статистика. Я завожу личное дело на каждого ребенка, нуждающегося в психологической помощи. Зачастую так получается, что в эту категорию попадают дети, причастные к этим самым конфликтам. Раньше это обсуждалось с преподавателями, родителями и по возможности замалчивалось.

Я же обязана была зафиксировать в личном деле каждый факт, для того чтобы составить индивидуальный план работы с этим ребенком. Одним словом, чувствовала себя таким «стукачком». Молодая, принципиальная, не желающая нарушать инструкции. Такой себя воспринимала, ругалась с директором, но выстояла.

Постепенно к моему присутствию привыкли и смирились. Понимание нужности психолога появилось тогда, когда появились первые позитивные результаты. Первыми подружились со мной учителя начальных классов. Адаптация малышей к новой обстановке проходит всегда тяжело. Особо сложно было тем, кто не посещал детские сады. Вот с такими я работала постоянно, деликатно приучая их к социуму. К концу первой четверти домашние детки становились общительными и уже не боялись отвечать на уроках. Были случаи, когда ребенку никак не удавалось преодолеть стресс. Приглашала родителей, и мы совместно вырабатывали стратегию.

Кому нужна помощь детского психолога?

Нередко родители обращаются сами ко мне за помощью. Им тоже сложно войти в новый жизненный этап. Жалуются на то, что совместное выполнение домашних заданий заканчивается детскими слезами, что срываются и не знают, как себя вести. Думаем вместе, ищем линию поведения. Не существует общей рекомендации для всех, дети разные и подход к каждому ребенку индивидуальный. Иногда выясняется, что причиной всех проблем бывает обстановка в семье, публичные скандалы. Стараюсь помочь.

Следующая категория моих «клиентов» — ученики 4-5 классов. В этом возрасте начинают просыпаться лидерские качества, особенно у мальчишек. А как доказать свою значимость, разве только сотворить что-нибудь этакое, на что другие не способны. В таких случаях стараюсь работать на опережение. Провожу беседы, рассказываю всякие случаи из реальной жизни, направляю их неуемную энергию в нужное русло. Родителей особо активных детей приглашаю на собеседование, и мы вместе решаем, к чему их привлечь. Часто проблему решает спортивная секция.

С девочками этого возраста работаю несколько в другой плоскости. Они уже стараются нравиться мальчикам и порой совершают глупости. Говорю с ними, как со взрослыми барышнями. Затрагиваем и взрослые темы, деликатно и осторожно. Чуть позже мы работаем в этой области гораздо активнее, но подготовку провожу заранее.

Профессия
Профессия школьный психолог

С более старшими подростками мы сотрудничаем, как одна команда. Все знаем друг о друге, прошли немало тернистых тропинок. Говорим о будущем, об их предпочтениях в выборе вуза. Пытаемся вместе понять, какая профессия кому ближе. С помощью тестов на профориентацию определяем, в каком направлении учиться дальше. Эта тактика — самая лучшая мотивация, для того чтобы подростки стали серьезно относиться к учебе, вели себя достойно. Стараюсь, чтобы к окончанию школы каждый ребенок твердо знал, чего он хочет и на что способен.

Методическая работа

Получаю огромное удовольствие, когда приходят мои бывшие подопечные, уже будучи студентами, курсантами. Рассказывают о своих успехах или неудачах, делятся проблемами, советуются. Вспоминаем вместе, как краснели в кабинете директора, как плакали и обещали исправиться. В такие моменты мне становится стыдно, что я когда-то хотела оставить профессию, что проявляла слабость. Даже спустя годы, мне продолжают доверять, что может быть большей наградой школьному психологу?

Теперь расскажу о том, что я делала все эти годы, с огромным трудом преодолевая себя. Дело в том, что не каждый может похвастаться двойным подчинением. А я могу. Мной руководят директор школы — в административном отношении и социальная психологическая служба — в методической работе. Все свои действия я должна согласовывать с директором школы, предоставлять перспективное планирование на будущий год, схему психолого-медико-педагогического консилиума. Изучаю бесконечно поступающие приказы, инструкции. Одновременно веду строгую отчетность для психологической службы. Все личные дела проверяет специальная комиссия. На основании всей этой кучи бумаг они определяют мою профпригодность. Еще существует такой методический документ, как «Этический кодекс психолога». Та самая комиссия решает, соответствую ли я этому кодексу. Порой, пока пройду все эти манипуляции, самой впору обращаться к доктору.

Понимаю, что так, наверное, нужно. Обидно только, что эта волокита занимает львиную долю моего времени. Я могла бы его потратить на детей, на лишний час общения, на тестовую игру или просто на прогулку с моей группой по осеннему парку. Это ребята, которым не очень сладко пришлось в жизни. Я их веду до самого выпуска.

Как изменилась работа в школе после присоединения Крыма к Российской Федерации

После известных событий в Крыму, осваиваю новые требования. Хочу сказать, что не такие уж большие различия в наших образовательных системах. Радует, что на порядок меньше стало бюрократических вопросов, акцент делается непосредственно на работе психолога. Еще один плюс — зарплата моя теперь выросла до 30 тысяч рублей, и я получаю полный социальный пакет, включая медицинскую страховку.

Плюсы и минусы работы с детьми

Никогда не стремилась делать карьеру, хотя были возможности и поступали некоторые предложения. Приглашали в областной отдел по делам детей и молодежи — я отказалась. Учитывая свою нелюбовь ко всякого рода бумагам, я не представляла, как буду сидеть в кабинете и заниматься бюрократией. Для меня важнее живое общение, дети, та атмосфера, в которой мне комфортно. В какой-то период хотела заняться частной практикой, но это так и осталось на уровне планов и мечтаний. До сих пор об этом думаю, хотя знаю, что ничего не получится. Работу не оставлю, а заниматься этим параллельно не хватит ни времени, ни сил. Вот если бы в сутках было хотя бы часов сорок…

Читайте также: Работа с заключенными.

Несколько пожеланий тем, кто хочет стать детским психологом. Прежде всего задайте себе вопрос — любите ли вы детей? Если не можете определиться с ответом, то даже не стоит пытаться. Зря потратите время, деньги и личный потенциал. Даже при самых хороших задатках и знании профессии без этой самой любви не получится стать детским психологом, имею в виду — хорошим. Нужно уметь видеть те ниточки, из которых постепенно сплетется прочный мост между вами и малышом. Чтобы достучаться до ребенка, заслужить его доверие, нужно самому раскрыть свое сердце. Только тогда вы сможете реализоваться в этой профессии и получать от нее удовольствие.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *