Как создают авиационные двигатели и сколько получает инженер-конструктор

Очередное интервью журнала IQ Review — со знатоком своего дела. Как создают двигатели самолетов нам рассказал инженер-конструктор из Украины. Особый интерес представляет зарплата за этот нелегкий труд. Слово — герою.

Кто такой инженер-конструктор?

Обо мне: Антон, 32 года, г. Запорожье (Украина), трудовой стаж – 8 лет (стаж обучения: ЗАК – 5,5 и ХАИ – 3,5), АО «Мотор Сич», Управление Главного конструктора, Отдел перспективных разработок, газодинамических расчетов и инновационных проектов.

Инженер-конструктор авиационных двигателей – это техническая специальность в симбиозе с творчеством. Создание нового – это не только научные работы, но и, в некотором смысле, творческий процесс. К тому же, само по себе проектирование новых изделий подразумевает наличие багажа знаний, выходящих за рамки знаний об авиационных двигателях.

Что требуется для работы инженером-конструктором

Чтобы достичь успеха в этой профессии, нужно:

  • быть в курсе маркетинговых исследований – изучение рынка, спроса, конкуренции;
  • знание делопроизводства – возможности завода в целом, профильная ориентация каждого цеха, логистика внутри предприятия;
  • умение работать в команде;
  • желание постоянно самосовершенствоваться в своем профильном направлении – заниматься поиском различного рода информации, авторитетных источников.

Конечно же, все это будет бесполезно для инженера-конструктора авиадвигателей без профильных знаний (современные проектировочные программы 2D и 3D, отличное знание ПК и пакета Microsoft Office, графические редакторы, расчетные программы), желания творить историю и, конечно – опыта конструирования. Все вышеизложенное необходимо, чтобы войти в элиту завода – в состав инженерно-технических работников (ИТР).

авиационный двигатель

Современное проектирование авиационных двигателей заключается в работе за компьютером, поездках на выставки и конференции с докладами, общении с рабочими на местах в рамках производственного процесса, а также командировках на другие предприятия, специализирующиеся на разработках авиадвигателей и летательных аппаратов (самолетов, вертолетов, автожиров, экранопланов, судов на воздушной подушке).

Что нужно, чтобы стать творцом высокотехнологичной техники – авиадвигателей?

Если вы любите монотонную однообразную усидчивую работу, то эта специальность не для вас. Обязательно необходимо техническое мышление. Вы должны хотеть узнать, как работают различные механизмы и узлы, а также хотеть привнести что-то новое, свое, лучшее. Как вы понимаете, мозгами шевелить нужно много. Кстати говоря, такое разнообразие и активность часто может граничить с монотонной работой типа «оформление технической документации».

Естественно, что это совершенно не возможно без знания ГОСТов, ОСТов и СТП. Это, пожалуй, самое скучное. Будет способствовать росту вашей зарплаты (премии) и карьерному росту умение согласовывать как простые технические вопросы (обоснованно и доходчиво пояснять рабочим и начальству), так и технические документы высшего порядка (технические задания, эскизные проекты, технические предложения, карты данных и прочее). Да, это также ложится на плечи инженера-конструктора.

Есть и некоторые нотки «технического романтизма». К примеру, вы получили особо сложное задание с небольшим сроком выполнения. Можно практически весь срок «биться головой о стену», а выполнить задание за пару дней. Это потребует умения держать проблему в голове до момента ее решения. Отсюда следует, что нужно быть стрессоустойчивым и мотивированным.

Где учат на авиаинженера

Специальные знания также будут вам часто необходимы. Но здесь проще то, что, как правило, они закладываются индивидуально в вузах. Если говорить о вузах, то лучше всего поступать в учебные заведения, специализирующиеся на данной профессии. Если говорить об Украине, то в первую очередь — это ХАИ (Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского), есть также и Днепропетровский государственный университет (ДГУ) и Запорожский национальный технический университет (ЗНТУ). Эти вузы вам запросто откроют дорогу к работе по данной специальности.

Стоит отметить и Запорожский авиационный колледж им. О.Г. Ивченко (ЗАК). Однако после ЗАКа вас смогут взять на работу только рангом ниже – техником-конструктором. Лучшим решением будет после 9-го класса (желательно с физико-математическим уклоном) пойти в ЗАК, так как база при колледже (а именно: производственные мощности заводов «Мотор Сич» и «Прогресс») даст вам представление о профессии почти с первого курса. После окончания ЗАКа можно без вступительных экзаменов поступать в любой из вышеуказанных вузов (имеется договоренность). Обучение в вузах возможно и совершенно на бесплатной основе – по контракту с предприятием (с последующей отработкой – «годы обучения = годы отработки»). Но выбирать вам. Если не хотите привязываться к какому-то предприятию, то можете поступить своими силами или на контрактной основе. В Украине имеются различные конструкторские бюро (КБ) по проектированию БПЛА.

Кем может работать инженер-конструктор после вуза?

Как известно, окончив вуз, можно рассчитывать на ряд должностей по специальности, так или иначе пересекающихся с той, на которою учили. Выпускник вуза по специальности «инженер-конструктор авиационных двигателей» может претендовать на большое разнообразие вакансий:

  • Мастер (старший мастер) в цехе основного производства – это связано с высокой квалификацией выпускника, обширным багажом знаний в машиностроении и делопроизводстве;
  • Техник-механик – выездной «слесарь авиадвигателей» эксплуатационно-ремонтного отдела – связано со знанием выпускником вуза не только теоретической части, но и близкого знакомства с «железом»;
  • Инженер-расчетчик – работник отделов по различным расчетам авиационных двигателей (надежность, прочность, цикл работы двигателя) – выпускник имеет достаточные знания в части всесторонних расчетов авиадвигателей;
  • Инженер-конструктор энергетических установок (ЭУ) и газоперекачивающих агрегатов (ГПА) – здесь дело в том, что зачастую наземные ЭУ и ГПА – это переделанные авиационные двигатели;
  • Инженер-конструктор авиационных двигателей – основная специальность.

Как попасть на желаемую должность? 

Как видно, вариантов места работы после вуза, даже, казалось бы, по такой узкой специальности, довольно много. Кто-то находит для себя лучший вариант из приведенных нами возможностей. Но если вы хотите работать именно инженером-конструктором авиадвигателей, тогда вам придется показать хорошие знания в вузе, отлично зарекомендовать себя на производственных практиках и самое главное – выполнять специальную часть дипломного проекта в планируемом месте работы (конструкторском отделе). Потому что есть негласное правило – если ваш руководитель специальной части вами заинтересовался, то он скорее всего порекомендует вас главному конструктору. Собственно, это ваше основное собеседование, по сути. К гарантии успеха можно добавить и обучение по контракту с предприятием.

В чем заключается работа инженера-конструктора авиадвигателей?

Так как инженер-конструктор – это представитель ИТР, то рабочий день продолжается с 7-30 до 16-30, с обедом с 12-00 до 13-00. Как уже говорилось, рабочий проходит в чистом комфортном помещении за компьютером. Иногда необходимо посещать производственные цеха и выезжать на конференции и ездить по командировкам (рабочие совещания или выставки). В своем большинстве работа осуществляется в 2D программах типа AutoCAD и 3D программах типа Unigraphics. Очень часто необходимо умение работать в графических редакторах типа Photoshop.

Для того чтобы производство развивалось и создавался научно-технический задел (НТЗ), необходимо искать большие объемы информации по старым и современным авиадвигателям. Часто этот процесс осуществляется вне рабочего времени. В рабочее время необходимо анализировать много информации, структурировать ее. В зависимости от поставленных руководством целей, вы выполняете проектировочные работы или исправляете/модернизируете уже выполненные работы. Модернизация или рационализация уже существующих изделий часто происходит по инициативе рабочих. Они могут более точно оценивать технологию производства и иногда — ресурс, исходя из опыта. Бывают и темы «свободного полета» — тот самый НТЗ.

Также в ваши обязанности будут входить:

  • Оформление и согласование технической документации (знание Microsoft Office и различного рода стандартов, умение договариваться и обосновывать);
  • Создание буклетов, презентаций и прочей рекламной продукции (Microsoft Office, база данных по различным параметрам и конструкциям авиадвигателей);
  • Конструкторские расчеты (знания технических предметов, расчетные программы).

Также нужно понимать, что работа не всегда идет по плану. Отсюда следует, что необходимо вовремя оценить риски срыва процесса проектирования, быстрый поиск решения и умение обходить (путем совмещения или ускорения) некоторые организационные моменты.

Зарплата конструктора авиадвигателей

Во сколько оценивают труд инженера-конструктора авиадвигателей? Оплата у инженера-конструктора – почасовая с элементами премий. Средний заработок у нас на Украине – 5000 грн, мой максимальный – 6700 грн (около 16 и  22 тысяч рублей соответственно. В России примерная предлагаемая зарплата на вакансию авиаконструктора 40-90 тысяч рублей — прим. ред.).

В основном уровень зарплаты – это оклад плюс премия. Оклад зависит от места работы (есть даже своя градация в конструкторских отделах) и вашей категории. Категорию начинают повышать после 3-х лет работы (до этого доплачивают до среднего по предприятию). Далее повышение категории происходит каждые 2-3 года, путем аттестации. Всего категорий четыре: от 3 до 1 категории, плюс — ведущий конструктор.

Естественно, у вас  «белая» зарплата с довольно хорошим соцпакетом. Если же вы выберете КБ частного характера, то готовьтесь к отсутствию соцпакета, зарплате значительно выше (около 10000 гривен в среднем) и 2500 грн – официально. Отдельно стоит отметить отпуск – 24 дня с момента поступления на работу плюс 1 день за каждые 2 отработанных года, но не более 4 в общем (актуально для Украины — прим. ред.). Естественно, все красные дни календаря вы отдыхаете с оплатой, а предпраздничные – сокращенные.

Преимущества и недостатки профессии

Что хорошего:

  • Если вы  — работник предприятия, то — стабильная и средняя по стране заработная плата;
  • Если работаете на дядю, то высокая зарплата;
  • Вы творите в прямом смысле историю;
  • Работа с передовыми технологиями;
  • Подъем экономики и авторитета страны;
  • Хороший график работы;
  • Конференции и выставки;
  • Это же авиация!

Что плохого:

  • Небольшой рынок труда;
  • Средняя зарплата;
  • Большая умственная нагрузка;
  • Не всегда есть свободное время;
  • Малоподвижный образ жизни.

Карьера авиационного инженера

Начало у вас может быть либо с техника-конструктора (без вуза), либо с инженера-конструктора без категории.

Важно понимать, что перед выбором конструкторского отдела (как места работы) необходимо определить для себя именно направленность (турбина, компрессор, камера сгорания, редуктор, трубопроводы, агрегаты, системы, перспективы, прочность, надежность).

Кроме того, неплохо бы узнать коллективы (зачастую у уже работающих знакомых), так как микроклимат в отделе играет огромную роль, а штат отделов может составлять от 7 до 40 человек. Дальше, конечно, все зависит от вас и везения. После получения первой категории часто люди останавливаются в карьерном росте, так как ведущий конструктор — это не столько разряд в профессии, сколько уже должность.

Читайте также: Профессия инженер-проектировщик — как реконструируют заводы.

Таким образом, вы можете стать инженером-конструктором определенной категории, можете занять должность начальника группы, начальника отдела, ведущего конструктора, заместителя главного конструктора, главного конструктора и генерального конструктора (как правило – руководитель предприятия).

Из этого можно сделать два вывода:

  1. Необязательно нужно быть инженером-конструктором высокой категории, чтобы стать каким-либо начальником (хотя бы начальником группы);
  2. Реализовать наивысшую амбицию – стать директором — проще всего именно в этой специальности.

Карьерный путь от 2 категории

Если вы желаете сделать быструю карьеру по этой специальности, то лучше и не начинайте. Это тяжелый труд. Если у вас есть родственник в руководстве предприятия или большой начальник, то вам тут будет очень комфортно и вы 100% получите хорошую должность по блату.

Этот путь идеально подойдет для человека, который хочет полностью (и фактически навсегда) посвятить себя этому делу. Особенно если работать на предприятии, потому что через 3 года вы вряд ли уже захотите увольняться. Это реально затягивает. И запомните главное в этом случае – если начальство увидит, что вы незаменимый, то вряд ли когда захочет вас заменить, в том числе, повысить в должности (читай – вы так и останетесь на своем уровне в карьере).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *