Зачем нужно высшее образование? Образование и работа

IQ Review продолжает серию статей «Образование и работа». В предыдущей части мы говорили о системных проблемах высшего образования. Сегодня мы раскроем вопрос ценности диплома и «вышки» в целом с точки зрения студента и работодателя. Как диплом влияет на трудоустройство и  карьеру, что дает высшее образование специалисту, и какие причины толкают людей в России на получение образования — основные вопросы этой части цикла.

Три основных  взгляда на высшее образование

Мы получили разные комментарии к первой статье цикла. Кто-то соглашался с нашей позицией, кто-то был резко против. Это нормально. В целом, можно выделить 3 основные точки зрения на роль вуза в обучении. Рассмотрим, на чем они базируются.

Взгляд №1. Вуз несет ответственность за качество обучения каждого студента

Это точка зрения редакции (а также многих студентов и выпускников), которую мы отстаиваем в данном цикле статей. Вузы являются частью экономики. От того, сколько процентов студентов по итогам обучения станут настоящими специалистами, зависит ВСЯ экономика, а значит, благо всех и каждого.

Мы считаем, что позиция «Кому надо, тот возьмет и изучит актуальные сведения по специальности самостоятельно», когда вуз самоустраняется от работы с каждым отдельно взятым студентом, неправильна. Студент либо его родители, либо государственный бюджет оплачивают услугу образования. Если студенту подается неактуальный (устаревший либо ненужный в специальности) материал, значит услуга оказана некачественно, разве не так?

При этом совершенно неважно, кто именно оплачивал обучение. Коли учится на бюджете, пусть будет рад, что хоть так учат — контрпродуктивный аргумент.

Когда студентов «учат учиться», а актуальный материал и практику себе они должны найти сами, получается интересная ситуация: деньги за образование уплачены, но само образование студент должен обеспечить себе сам. Зачем тогда нужен вуз? Это можно сделать бесплатно и с меньшими временными затратами.

Библиотека вывеска
Пришли получать знания по специальности — ищите дополнительные материалы в библиотеке!

В этой системе вуз — большой, а студент маленький, в этом вся проблема. Студентов много, всегда можно сказать, что этот конкретный студент просто не желает учиться, ему дали все, а он, мол, не пожелал взять. Вот, посмотрите на отличников — они и учатся, и работают, и дополнительные материалы изучают, из них выйдут хорошие специалисты.

В общем, краткая суть такой точки зрения.

Студент заплатил деньгами и временем за услугу образования. Он должен получить столько теоретического материала и практики, сколько необходимо и достаточно, чтобы после выпуска БЕЗ какой-либо дополнительной подготовки работать на уровне специалиста с первого дня.

И вот тогда действительно можно будет говорить, что кто «не взял» информацию, тот сам виноват. Пока же получается, что вузы списывают свои недоработки на нерадивость студентов. А с чего студенту стремиться к знаниям, если он заплатил за обучение конкретной специальности, а получил историю России и этику?

Взгляд №2. Вуз вам ничего не должен, вы несете полную ответственность за свое обучение

Сторонники этой позиции склонны оправдывать систему образования некими высокими материями: вузы, мол, не обязаны вас обучать по конкретной специальности. Хотите специальность — идите учиться в ссуз. А здесь учат неким общим базисам, которые позволяют развить ум и отточить уже полученные ранее профессиональные навыки до невиданных вершин.

Интересно, что основной аргумент здесь такой же, как у вузов — посмотрите, мол, на меня, я вот осознанно поступил в вуз, изучал дополнительные материалы по профессии, на втором курсе нашел работу по специальности… Сейчас у меня хорошая должность и зарплата. А все, кто так не сделал, сами виноваты!

Кот
Если бы все студенты учились как я, то все бы стали успешными, вуз здесь ни при чем!

Ну хорошо, при существующей системе образования есть кто-то, допустим, Вы, — замечательный специалист. А что делать остальным? Люди поступают в вузы по разными причинам, мы поговорим о них позже. Люди стартуют из разных условий. Не у всех есть возможность (время и деньги) учиться дополнительно. Почему у большинства нужно отнимать возможность стать специалистами в угоду меньшинству, которое желает «постичь глубокие азы профессии»? Эти выпускники все равно получат диплом и попадут на работу, так или иначе. А вот квалификация у них будет недостаточной для этой работы.

Хочется спросить у приверженцев этой точки зрения:

  • Разве вы хотели бы доверить свой любимый, возможно кредитный, «Мерседес» на техобслуживание выпускнику автомобильного вуза, который моторы изучал по советским плакатам? Мотор потом «застучит», а вам за него еще кредит выплачивать.
  • Вам хочется, чтобы зарплатную бухгалтерию в вашей фирме вел бухгалтер, который не понимает, как работает 1С: Бухгалтерия? Зарплаты не будет, пока он не сведет дебет с кредитом в тетрадочке.
  • Вы пойдете лечить зубы к молодому стоматологу, который учился работать на советской бор-машине? Не зря среди наших родителей многие до сих пор боятся стоматологов, хотя лечить зубы совсем не больно.

Надеемся, приведенные аналогии понятны. Краткая суть позиции:

«Если вам в вузовском образовании что-то не нравится, вы просто не по адресу, ПТУ — за углом!».

Взгляд №3. Мы ничего не можем сделать с качеством обучения, нам надо просто получить диплом

не хочу видеть, слышать, говорить
Проблемы? Не хотим ничего знать об этом!

Эти люди уже все для себя решили. Им плевать на качество образования, им нужен только диплом.  Достаточно аморфная позиция — «без бумажки ты букашка». Впрочем, она удобна как вузу, так и студентам, и позволяет сохранять статус-кво. Студенты особо не напрягаются с обучением, проплачивая предметы. Вуз не улучшает материальную базу и качество преподавания. Такую позицию в России молчаливо занимает большинство. Отсюда все проблемы, о которых мы поговорим ниже.

Суть этого взгляда на проблему:

«Всем так удобно, зачем что-то менять, все знают правила игры!».

Вы пришли в вуз за образованием или за дипломом?

Удивительно, но структура государственных законов и социальных лифтов в России построена таким образом, что в вузы идут преимущественно те, кому это не нужно. В этом смысле приверженцы точки зрения «вуз вам не должен» абсолютно правы. Зачем поступать в университет, если вам, в самом деле, больше подойдет учеба в ссузе? А причины кроются не в обучении, причины сугубо внешние!

Зачем сегодня идут в вуз

военник офицера запаса
Военный билет — приложение к диплому, которое ценнее самого диплома

Вот несколько самых популярных причин поступления в вуз в России:

  • отсрочка от армии;
  • прохождение военной кафедры, чтобы не служить;
  • найти мужа, удачно выйти замуж;
  • получить диплом, чтобы был — без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек;
  • мама заставила.

Такие инфантильные проблемы возникают из-за того, что и студенты в России в среднем очень молоды.

Средний возраст студента в России

Мы очень долго искали для этой статьи цифру среднего возраста студентов и абитуриентов в России. Достоверной информации практически нет в открытых источниках, мы смогли найти только маленький абзац в одной из недавних статей «Ъ» со ссылкой на исследование ОЭСР, в котором сказано, что доля студентов в возрастной категории от 18 до 25 лет с 2006 года увеличилась с 59 процентов в 2006 году до 76 процентов в 2014 году.

Наше собственное исследование вопроса среднего возраста поступающих в вузы нельзя назвать репрезентативным, слишком малая выборка. По нашему внутреннему опросу, абитуриент старше 18 лет считается старым, таких — не более одного на университетскую группу. Более 90% студентов высших учебных заведений первого курса в России — в возрасте от 16 до 18 лет. При этом среднее профессиональное образование на момент поступления в вузы имеет не более 15% поступивших.

Если вы думаете, что не так много людей идут получать высшее образование не ради обучения, а по другим причинам, вы жестоко ошибаетесь. Вот что говорят сами студенты в интервью.

Причины поступления российских студентов в вузы

Александр, выпускник экономфака:

«Поступал в 2005 году. У меня не было особого выбора — поступать или не поступать. Ну не в армию же идти на 2 года сапоги защищать, в самом деле? Окончил военную кафедру на четвертом курсе, хотел уйти с дипломом бакалавра, но Министерство обороны как раз в этом году издало приказ, не позволяющий присваивать звание лейтенанта бакалаврам, кто-то даже судился. Мне пришлось потерять еще год жизни, доучиваясь на специалиста.

Была и вторая причина — получал пенсию по потере кормильца. Ее дают или до 18 лет, или до 23, если  приносишь справку из вуза каждые полгода. Я даже на магистратуру потом подал заявку, чтобы еще полгода получать пенсию. Правда, на 6 курс уже ни разу не пришел, только за справкой один раз сходил. Интересно, что работать с 3 курса, как другие, я не мог — тогда бы пошли отчисления в ПФР и пенсию бы отняли. Я считаю, что «вышка» — это потеря времени. По специальности не работал ни дня в жизни».

Владислав, потратил 10 лет на получение диплома:

«Я учился на платном, родители оплачивали. Несколько раз вылетал, потом возвращался слушателем. В один из вылетов попал под призыв, отслужил год. Родители говорили, что нужно закончить. Один из экзаменов я сдавал 26 раз, это рекорд института. Упертый преподаватель попался. Закончил в этом году, всю молодость угробил на эту эпопею. Работаю в бюджетном государственном учреждении. Туда бы не взяли без справки, что я получаю высшее. Причем сама специальность, которую я менял 2 раза, переходя с факультета на факультет, никакого отношения к работе не имеет, им просто бумага нужна».

образование
Ученье — свет, а не ученье — чуть свет и на работу

Елена, студентка 4 курса:

«Мне стыдно сейчас об этом говорить, но я к 16 годам просто не знала, что можно не поступать. То есть, вообще. У нас в семье у мамы и папы, у бабушек и дедушек, у тети — у всех высшее образование. Поэтому мое поступление в вуз даже не обсуждалось. Это всегда был факт, что я буду учиться в институте, я об этом знала с начальной школы. У нас в семье все (особенно мама) гордятся своей «вышкой», и за людей не считают тех, у кого ее нет. Поэтому я не могла себе представить, когда была абитуриенткой, что где-то есть люди, которые сами выбирают свою судьбу и решают, нужно им высшее образование или нет.

Я хочу сказать, что человек в 16 лет понятия не имеет, что такое вуз, оценка взрослости и способности абитуриентов к самостоятельному принятию решений сильно завышена. Да большинству плевать, куда поступать, что за профессия, им просто школа опостылела и хочется новых впечатлений. И в вуз, я думаю, 90% идет не в какой хотят, а в какой прошли по баллам ЕГЭ, или куда родители смогли запихнуть.

Отучившись 2 года, поняла, что мне статистика неинтересна. Уйти не могу, родители затравят и лишат карманных денег. По моим друзьям могу сказать, что многие ненавидят учебу и мечтают поскорее получить диплом. По специальности работать хотят 2 человека из группы. Если бы у меня была возможность все вернуть, я бы пошла учиться на курсы флористики».

Георгий, купил диплом:

«Мне всегда родители говорили, что образование нужно. Я отучился на платном за счет родителей 2 года, потом устроился на работу и закономерно вылетел. Как раз мне 18 исполнилось, и чуть не попал на призыв. Занял 200 тысяч на «военник», потом год работал, чтобы отдать. Родители продолжали талдычить, что без диплома — никуда. Я работал и оплачивал обучение уже сам.

Потом ходить в институт мне надоело, я попросил друга, у которого связи были, «пробить» мне диплом. Меня перевели на какой-то суровый факультет на вечернее, где декан Михалыч все решал. Я приходил в кабинет раз в полгода, давал деньги и спрашивал, когда будет студенческий. Получал ответ: «Вот-вот будет, я забыл его просто, кстати, сеть мне протяни, ты же админ». Раз на третий мужик вообще забыл, кто я, пришлось позвонить людям, чтобы ему напомнили. У него таких, видимо, не одна сотня.

Студенческий я так за 3 года и не видел, но диплом в конце дали. Я принес домой и показал его маме. Мама была рада. Потом положил на полку. Ни на одной работе диплом не спрашивали, всегда говорил, что учусь, этого было достаточно. Если кто желает кинуть в меня камень, я к 26 годам купил три квартиры в Подмосковье и машину, работаю из дома, через год закрою последние кредиты за все это. Диплом вообще ничего не решает в этой жизни, если не уметь работать  и не искать возможности заработка».

Нужен ли диплом о высшем образовании для работы?

 

Мнения выпускников

Георгий, купил диплом:

«Конечно нужен, маму порадовать. Еще его можно подложить под ножку стола, если пол кривой, чтобы подпирал, и было ровно».

Алиса, ушла из вуза, получив диплом бакалавра:

«Все, чему я научилась в жизни, пришло из самообразования. Высшее образование в России — это фарс, подготовка послушных рабов и зубрилок. Потратить 4 года на бумажку — худшее решение в моей жизни, повелась на уговоры родителей, что подарят мне квартиру на выпускной. Нет, я бы, конечно, сама не заработала на квартиру в Москве за 4 года, но она и без этого рано или поздно стала бы моей. Мне обещали машину в обмен на диплом специалиста, но еще год тратить на эту унылую дрянь было выше моих сил. Поэтому машина, купленная на свои, у меня появилась только к 25 годам».

Валерий, выпускник ГУУ:

«Буду краток. Диплом пригодился, образование — нет».

Максим, С++ developer:

«Нет. Все что я учил, кроме линейной алгебры, ни разу не применял на практике. Универ — куча устаревшего ненужного хлама».

Кирилл, построил карьеру по строгому плану:

«Большинство людей не знают, чего хотят. И это только их проблема. Я поступал, куда хотел. На моем курсе ВООБЩЕ практически никто не понимал, куда пришел и зачем пришел. Люди просто не врубались, что надо учиться. Кто-то играл дома в игрушки и ходил на лекции из-под палки. Одному моему однокурснику мать деревянной ложкой сломала нос, когда узнала, что он прогуливает занятия. Кто-то просто приходил потусоваться, кто-то работал продавцом-консультантом, забивая на учебу, потому что для студента это были хорошие деньги.

На третьем курсе подал заявление на стажировку в «Панальпину» (топовый игрок в мире на рынке морских перевозок — прим. ред.) по специальности. Над моей стажерской зарплатой 5 тысяч рублей смеялись разные «успешные» продавцы-консультанты. К выпуску, когда я получал полторы тысячи долларов, работая на полставки, смеялся уже я.

Я реализовал себя в карьере. Это было непросто. Я в школе учил немецкий. Пришлось самостоятельно освоить английский за полгода. Думаю до 30 успеть открыть свой бизнес. Диплом нужен тому, кому он нужен, то есть целеустремленным людям».

Мнения работодателей

Антон, senior программист (Java), проводит собеседования на позиции программистов:

«Да. Корочка рулит, без диплома на нормальное место не возьмут, несмотря на все фантазии, что главное — навыки. Если ты, конечно, не php-макака или макака-фрилансер, делающий кучу однотипной неквалифицированной работы. Линейную алгебру любят спрашивать на собеседованиях по программированию, ну и знакомство с базовыми алгоритмами тоже помогает отвечать на собеседовании правильно».

Руслан, senior программист (PHP), teamlead, проводит собеседования на позиции программистов:

«Я стараюсь быть непредвзятым. Но из практики могу сказать, что очень мало людей, которые, не имея образования, могут писать нормальный код. У нас важна работа в команде. Я не хочу читать или переписывать чужой… эмн… некачественный код. Время тимлида дорого, макаки в команде не нужны. Лучше компания будет переплачивать 10-15 тысяч в месяц нормальному спецу, чем вся команда будет терять время из-за отсутствия у отдельных работников базовых знаний в математике и логике, а проект будет стоять».

Но что мы все о программистах, в самом деле? Зачем нужно высшее образование с точки зрения работодателя, гораздо жестче говорят бизнесмены.

Олег, предприниматель, работающий на рынке международных перевозок:

«Вы извините, если кого обижу. Давайте прямо. Если у тебя нет диплома о высшем образовании, это значит, что ты не справился с тривиальной задачей его получения. Зачем мне работник, который не справляется с тривиальными задачами?

Диплом — это показатель, что передо мной не совсем дебил, что я могу потратить на беседу с человеком полчаса своего времени и это не будет пустой его тратой. Другого способа оценить возможности молодого человека сегодня нет. Подросток 18-20 лет или даже чуть старше — это никто. За ним ничего не стоит, он ничего не умеет в плане профессиональных навыков, его нужно обучать. За ним может стоять в этом возрасте только рекомендация уважаемого человека или диплом о высшем образовании. Да, вам нужно потратить 5 лет, чтобы работодатель не тратил на вас полчаса своего более ценного времени. Такова жизнь. Так работает система».

Александр, предприниматель, оказывающий финансовые услуги:

«Ну начнем с того, что выпускники сегодня «оборзели». 30 тысяч на испытательный срок (с повышением до 40 после) им уже — не деньги. При том, что человек ничего не умеет, а я его обучаю за свой счет, и это непыльная работа в офисе. Слышу какие-то оправдания, что жить хочется, деньги нужны. Деньги всем нужны, а что ты можешь мне предложить за эти деньги?

Я беру студентов или выпускников только по рекомендации друзей и партнеров из других сфер бизнеса. Ребята, мы тоже не с дерева бизнес сорвали, все дается трудом! Сначала ты получаешь диплом, потом учишься работать за небольшую зарплату, потом становишься специалистом и годам к 30 начинаешь зарабатывать нормальные деньги. Это жизнь, а вы думали, в сказку попали?

Родителям иногда нужно подумать за своих детей, потому что дети — что в 14 лет, что в 16, что в 20, что уже имеющие диплом о высшем образовании — ничего не соображают! Я сына устроил в банк к знакомым. Намучился, протаскивая его через сложные экзамены и зачеты (опять же через знакомых). Без диплома мне бы просто в банке сказали: «Саш, мы тебя уважаем, но кем мы его возьмем без диплома — курьером?» И были бы правы.

Он тоже фыркал, мол, 30 тысяч, как на них жить, девушку не сводить в кафе и так далее. Грозился уволиться и найти «нормальную» работу.  Пришлось ему давать «стипендию» к зарплате, чтоб не сбежал. Сейчас на повышение пошел. 22 года, а уже 55 тысяч в месяц и — пара ступеней до начальственного кресла. К 25-27 годам он будет работать в казначействе банка, а там зарплаты начинаются от 500 тысяч в месяц. Я хоть смогу на пенсию спокойно уйти. Уже не скулит, понял сам. Дети, что сделаешь…».

Как принять решение, стоит ли получать высшее образование

девушка в раздумьях
Давление накопившихся проблем

Давайте сделаем основные выводы из всей этой информации.

  • В существующей системе высшее образование не дает реальной подготовки к работе (не будем клеветать на все вузы и специальности, но для большинства вузов средней руки это справедливо).
  • Диплом реально требуется «для галочки» и будет плюсом на многих должностях.
  • Без самообразования и практики специалиста из вас не получится, что с дипломом, что без.
  • С самообразованием без диплома вы, вероятно, сможете устроиться на работу, но путь на многие «вкусные» должности будет закрыт.

Таким образом, только сочетание формального высшего образования и самообразования с рабочей практикой даст вам максимальные результаты в построении карьеры.

Становление специалиста — это долгий путь. Если вы не уверены, что вам нужно высшее образование — не получайте его. Попробуйте себя на работе, получите среднее специальное, оно дает реальные навыки. Позже, когда вы будете специалистом, и не будет хватать системных знаний или корочки, вы сможете получить диплом за 3-4 года, поступив сразу на третий курс института, совмещая обучение с работой.

Самая большая ошибка, которую можно сделать, это поступить для кого-то, а потом доучиваться, потому что жалко бросить. Ни один из опрошенных нами респондентов не получил хороших результатов в карьере с нелюбимой специальностью. Фактически после такого неприятного опыта по специальности работать никто не идет, а диплом пылится на полке или в коробке в чулане.

Это еще раз подтверждает нашу мысль о том, что вузы должны прилагать много усилий к разъяснительной работе со студентами. Если бы абитуриенты имели перед поступлением четкое понимание, что такое вуз, и для чего там нужно учиться, экономика бы коренным образом изменилась в лучшую сторону.

На сегодня же люди формируют самоисполняющееся пророчество «без бумажки ты букашка». Абитуриенты слушают мнение родителей, поступают для галочки, не хотят учиться, бросают институт и не могут найти нормальную работу, потому что нет среднего специального образования. Это формирует у них подтверждение мысли, что без «вышки» — никуда, которое они уже далее насаждают другим. Кто доучивается по нелюбимой специальности, тот твердит, что диплом не нужен. В итоге формируется два противоположных стереотипа, и оба не вполне верны.

Роль высшего образования в жизни человека — это палка о двух концах — вы или сломаете себе жизнь, или достигнете успеха в карьере с его помощью. Тщательно подходите к выбору учебного заведения, не давайте другим людям решать за вас, это решение на всю жизнь!


15 комментариев

  1. Я думаю людей гораздо больше чем работы — это главная причина. Это подтверждают низкие зарплаты — и на такую зарплату очередь. Ну будут все выходить отличными специалистами, а найдется ли для них место? Пишут что за работу надо бороться и тд, но проигравшие получается будет всегда. Так вот этих «проигравших» как минимум полстраны — нищих.

  2. Не знаю, что за работы такие, куда без диплома берут. Из тех, где нормальная зарплата — только если продажником, но это дно, хуже ничего нет. Везде на нормальных работах с белой зарплатой и прозрачными перспективами требуют диплом о высшем образовании.

  3. Знакомые идеи, которые разделяет определенная категория людей. Они пичкают себя бесполезными фрагментарными знаниями без фундаментальной основы, они претендуют на наукообразность, прочитав о научном методе в Википедии, это они, притронувшись издалека к океану познания мнят себя великими мореплавателями. Ты узнаешь сразу их из небольшой сценки.

    — Какое у вас образование?
    — Знаете ли, образование само по себе как таковое вообще не нужно, вы посмотрите, это система штампует рабов без критического мышления. Я вот логические операции знаю, когнитивные искажения там, я рационалист.
    (если шарашкина кантора уже не развернула, то идем дальше)
    — Ну а навыки полезные у вас есть хотя бы?
    Я с полной ответственностью вас уверяю, мои социологические познания, выводы из размышлений с лихвой окупятся. В конце-то концов, в ВУЗе же не научат всему. А еще, а еще Ima know da reeel engrish, not stydied from books, I watch films on it eezz. Я вот писательствовать могу, колумнист.
    -— Ммм… хорошо. Выдумаете в условиях нынешней экономики вы будете востребованы с таким кхм.. портфолио?
    -— Этот проклятый капитализм, знания здесь совсем не ценятся, вы посмотрите на выпускников, выучили себе материала и теперь бравируют! И вообще, меня не отчислили со второго курса, я сам ушел. Когда-нибудь, мы все будем жить в мире, работу за нас будут делать машины, у всех людей будут все блага! Впереди такие перспективы, зачем же мне предаваться меркантилизму и идти работать. Я лучше фрилансом займусь.
    — До сви…
    — До свидания! Оставайтесь в своём болоте мракобесия!

  4. Ребята, а у вас не планируется статьи про заочное образование? Как оно себя показывает в реальности.. Можно ли с ним занять » вкусные» должности и т.д…

      1. Будет очень интересно почитать.
        Сам планирую переводится на заочное, любая информация будет не лишняя.

  5. Хм… больно борзые «бизнесмены» в статье. «Тривиальная задача» видите ли… Ха! Ну-ну. Я лично вижу за их мнением просто голые понты. Если реально нужен человек на место, с руками оторвут, за свой счёт обучат и сразу же дадут доступ к реальным заказам, если оплата сдельная, либо сразу дадут оклад такой, чтобы человек не стремился сбежать на более оплачиваемое место, а остался в фирме.

    А если у них там 100 человек на место, то тут, конечно, можно повыбирать, пораскидывать свои «понты»: «у тебя корочки нет», «ты не решил тривиальную задачу», «ты слишком толстый», «у тебя зубы гнилые»… там тараканов в голове у работодателей просто тьма.

    К таким «бизнесменам» устраиваться работать — себя не уважать. И как правило, чем крупнее контора, тем понтов больше. Всякие там корпоративные стандарты появляются западного образца, вместо нормальных русских названий должностей появляются всякие teamlead и senior Java developer. Просто смешно =)) тимлид… Лидер команды, по простому: бригадир =))) А senior developer — главный инженер. =)) Но ведь звучит то как, не по нашенски, по европейски =)) Круто же!

    В общем, по факту, всё определяется реальным спросом. Очень многие пишут что требуется вышка, а по факту, если реально надо, возьмут без вышки, особенно если ты что-то реально умеешь и особенно если уже есть опыт. А эти сеньОр девелОперы могут идти лесом…

  6. Сегодня мамка опять пилила — у тебя ж ВЫШКА! ТЫ МОСКВИЧ! ВСЯКИЕ ПРОВИНЦИАЛЫ ПРИЕЗЖАЮТ И УСТРАИВАЮТСЯ, А ТЫ УЖЕ 5 МЕСЯЦЕВ НЕ МОЖЕШЬ! Это чертова вышка уже как проклятье какое-то, совки считают будто это ключ от всех дверей, сильно жалею, что вообще потратил эти 5 лет, лучше б дома сидел, разницы никакой бы не было.

  7. Балиин, у меня такая же тема с пенсией)))) хожу раз в пол года проплачиваю, универ забросила по нескольким причинам: во первых нет мест! Да-да, ты приходишь на пару, а тебе некуда сесть ( кабиенты в два раза меньше чем класс в школе, а людей столько же), мерзкие людишки, ну эт так… и преподы, которые читают с бумажки, а потом требуют не пойми чего на зачетах. И да, мне было 17, я не знала чего хочу в жизни и поступила от балды плюс мамка заставила. А сейчас 21 год и я до сих пор не знаю чего хочу. Считаю что проблемы все отсюда. С вышкой надо повременить, сначала рабочую специальность, потом если почувствуешь что хочешь получить ту профессию, то вперед на заочку.

  8. Ооо, как про меня писали. Сначала отучился на бакалавра, сейчас учусь на магистра по специальности, которая мне не интересна совершенно и к тому же не оплачивается толком. Родители звонят, спрашивают, сколько учебников я прочитал, а я в гробу видел всю эту энергетику. Подруга, с которой вместе учились, продает диваны, зарабатывает больше, чем 95% специалистов на электростанциях.
    Жизнь катится прямо на дно, вот такая путевка в жизнь под названием «высшее техническое образование».

  9. Почему сейчас дипломы теряют свою ценность Многие представители современной молодежи уверены, что высшее образование им ни к чему. Однако не будем суровы к мнению поколения next, они объясняют это весьма объективными причинами.

  10. У меня много друзей водителей, которые отучились в ПТУ и получают так же как я с высшим, а некоторые и больше раза в два. Моя подруга медсестра получает так же как и я(((( Моя вторая подруга зубной техник получает больше меня. Как-то очень мне это не нравится. В нашей стране вполне реально без образования получать больше чем с образованием. В Европе такого нет. Высшее-это гарантия того, что твоя з.п. будет выше чем у тех кто закончил среднее-этот факт отслеживается государством. Вот я и думаю а нужна ли Вышка эта, только время на нее терять и деньги, которые можно потратить на квартиру, машину и т.д. У нас на работе секретарши делали карьеру до моей должности.

  11. Блин, я .уею с этих ваших опрошенных людей с высшим образованием! У одного пенсию чтоб не потерять, другого мамка заставила, третьей квартирку пообещали… Инфантильное общество нас окружает ныне. Потом страшно к таким идти лечиться, учиться и на машинах ими построенных ездить.
    Интересно, а как вы относитесь к обучению ПДД для пролучения прав, ведь навыки вождения получить нужнее, зачем эта глупая теория, только время отнимает, лучше сразу дайте руль и выезжаем на автотрассу!
    Или, цитата»вам хочется, чтобы зарплатную бухгалтерию в вашей фирме вел бухгалтер, который не понимает, как работает 1С: Бухгалтерия? Зарплату придется подождать, пока он сведет дебет с кредитом в тетрадочке» — в принципе, 1-С’у научить несложно достаточно быстро, если человек понимает суть и основу бух.учета. А что делать с «выпускником», которого учили как юзать 1-С все время в Вузе, куда и как нажимать, если на предприятии установлена другая система? Тот же САП или что-нить подобное?
    В целом статья хоть и отражает различные вгляды на проблему, ИМХО сыровата и малоинформативна.

  12. Диплом, диплом. Чего вцепились в этот диплом? Один делает сайт для кафедры, другой пару алгоритмов надергал из инета. И 100 страниц макулатуры. Настоящих работ мало. И очевидно же, хочешь чтобы сотрудник выполнял работу — проверь его, как он справляется с этой работой. Не справляется — значит либо берем на обучение, либо до-свидания. Слышать то, что задают разные головоломки на собеседованиях просто тошно. Банально, они готовы платить за то, что набирают «людей с более гибким умом»? А если нет? Работа не в разгадывании кроссвордов состоит.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *