Составляем идеальное резюме: основные правила и ошибки

Самый первый этап трудоустройства — это составление резюме. Правильно оформленная анкета способна в разы увеличить шансы кандидата на то, что его заметят и пригласят. И наоборот — даже самый крутой специалист, имеющий неправильно оформленное резюме, скорее всего, будет дольше искать работу.

Ниже IQReview собрал самые-самые основные и актуальные советы для тех, кто находится в поиске.

Правила и советы по заполнению резюме

Самые главные нюансы, о которых стоит помнить:

  1. Резюме должно быть максимально емким, сжатым и информативным.

  2. Каждое резюме должно составляться под профессию и быть индивидуальным.

Немного цифр: в среднем люди, которые размещают предложения о работе, за день могут просмотреть 100-300 резюме. Конечно, если речь идет о поиске генерального директора в крупную компанию, то вряд ли резюме пришлют несколько сотен. А вот если вы хотите устроиться на какую-то «простую» должность, то вместе с вашей анкетой на столе (а точнее — в компьютере) у рекрутера окажется еще не один десяток таких же предложений.

Учитывайте также, что каждое профессиональное резюме должно заполняться индивидуально под определенную вакансию. Если вы планируете трудоустроиться техническим директором — вряд ли кому-то будут интересны ваши хобби. Если вы отправляете резюме, желая устроиться детским аниматором — вряд ли в нем нужно писать, что вы учились в ПТУ на сварщика. Поэтому просто скачать из интернета первый попавшийся файл с резюме, и вписать туда свои данные в тех же полях — не подходит.

Если обобщить, то у каждого типа специальностей есть свои задачи, которые в резюме стоит отражать в первую очередь. Соотношение примерно такое:

  1. Продающие специальности — показать, как и сколько денег вы заработали на прошлых местах работы.

  2. Технические и «рабочие» специальности — показать опыт и уровень профильных знаний.

  3. Специальности по маркетингу — показать реализованные проекты и их эффективность.

  4. Управляющие должности — показать, какие задачи вы выполняли, сколько людей в подчинении имели, как эффективно организовывали рабочий процесс.

Теперь рассмотрим, на что следует обращать внимание, чтобы повысить свои шансы на успех.

Оформление и форматирование

Прежде чем что-то писать в файле с резюме — нужно определиться с оформлением и форматированием самого текста.

Современные правила (негласные, но все-таки распространенные) таковы:

  1. Шрифт: Arial или Calibri.

  2. Размер шрифта: 10 или 12. Размер шрифта в тексте не должен меняться. Заголовки лучше всего выделять через форматирование редактора, используя формат Н3: он не очень крупный, но заметен в тексте.

  3. Выделения жирным шрифтом: использовать можно, но только для ключевых моментов или для оформления подзаголовков, вместо формата Н3.

  4. Междустрочный интервал — одинарный.

  5. Формат файла — только DOCX. PDF не подходит, поскольку при проверках резюме часто вносятся какие-то пометки. ODT – не везде корректно отображается. DOC – устаревший формат. TXT – не позволяет нормально оформить текст и добавить фотографию.

  6. Название файла — максимально конкретное и информативное, чтобы рекрутер легко сориентировался. Хороший пример — «Резюме-Дмитрий-Степанов-секретарь».

  7. Использование списков. Если в тексте вы перечисляете какие-то пункты — обязательно оформляете их списками с помощью форматирования редактора. Слишком длинными (по количеству пунктов) их делать не стоит, в идеале — ограничиться 5-10 пунктами. Перед списком обязательно четко указывайте, что именно вы будете перечислять.

Указание контактных данных

Чтобы связаться с кандидатом, рекрутеру не обязательно перечитывать всевозможные номера и адреса. В резюме главное — не только информативность, но и емкость, поэтому достаточно ограничиться буквально 1 — основным — телефонным номером и 1 электронным адресом. А вот юридический адрес — точно не требуется: вряд ли работодатель придет к вам домой, чтобы пригласить на собеседование.

Важный момент насчет почты: обязательно обратите внимание на имя вашего «ящика». Нередко бывает, что человек использует адрес, зарегистрированный под каким-то глупым именем много лет назад. Если ваша основная почта именно такая — лучше завести еще один e-mail.

Если должность, на которую вы претендуете, связана с IT, фрилансом или медиа — дополнительно можно указать еще и скайп. Если в собеседовании вы указываете и его — обратите внимание не только на ник, но и на личную информацию и фотографию в профиле. К примеру, если вы подаете резюме на должность преподавателя в школе, а лет 7-8 назад, при регистрации, вы в шутку выбрали для профиля какой-то смешной никнейм или поставили фотографию Чикатило — вряд ли это будет плюсом при трудоустройстве.

Резюме и социальная сеть: есть ли связь?

Помимо скайпа, в некоторых случаях можно указать еще и ссылку на профиль в соцсети. За рубежом HR-менеджеры активно практикуют такую методику: проверяют аккаунты кандидатов в социальных сетях. В нашей стране общепринятым такое занятие еще не стало, но в компаниях, где рекрутингом занимаются молодые или просто прогрессивные люди — это нормальное явление. Поэтому, чтобы рекрутер не искал вас самостоятельно (по имени и фамилии это сделать сложновато), в резюме можно прикладывать еще и ссылку на ваш профиль.

Конечно, это актуально далеко не для всех вакансий. К примеру, если вы устраиваетесь на «обычную» должность, вроде слесаря или бухгалтера — это вряд ли кому-то потребуется. А вот если вы планируете получить место журналиста, секретаря или руководителя — ваш аккаунт в социальной сети почти наверняка будет просматриваться.

Кстати, по этой причине рекомендуется при поиске работы пересмотреть свой профиль. Если вы подписаны на какие-то «взрослые» паблики, или у вас есть какие-то веселые, но не совсем приличные фотографии (к примеру — с распитием спиртных напитков), имейте в виду — это может стать серьезным минусом в глазах рекрутера. В западной практике уже не раз бывало такое, что соискателю отказывали в работе именно из-за аккаунта в социальной сети. Причем иногда причиной отказа может стать даже маленькое количество друзей.

Опыт и предыдущие места работы: что указывать, а о чем — умолчать?

Очень часто в резюме соискатели указывают предыдущие места работы. Однако это не всегда актуально, и при этом легко можно допустить ошибку, которая только снизит ваши шансы на получение работы.

Нормальным считается, если человек работал на каждом месте не менее 2-3 лет. Если он менял место работы чаще — это может насторожить рекрутера. И он вряд ли будет разбираться в причинах такой смены — скорее всего, просто закроет и удалит ваше резюме.

Заполнение
Что писать в резюме

Поэтому, если вы слишком часто меняли работу — лучше либо написать вместо правды те самые 2-3 года, либо же объединять несколько должностей под одним местом работы. К примеру, если вы 1 год работали слесарем в одной компании, затем — работали водителем в другой, лучше написать, что вы работали в первой компании 1 год водителем, а затем — год слесарем. Проверять это все равно вряд ли будут.

Также не всегда может быть полезным перечисление слишком большого количества должностей. В идеале в резюме желательно упоминать только те должности, которые хотя бы косвенно относятся к работе, которую вы хотите получить. К примеру, если вы трудоустраиваетесь программистом в офис — вряд ли кому-то будет интересен ваш богатый опыт работы курьером. Поэтому о такой информации можно либо умолчать, либо не расписывать ее очень подробно.

Материал в тему: Как стать профессионалом

Образование

Для современного работодателя образование не является самым важным пунктом: куда главнее — ваш реальный опыт и знания. Однако на него все равно внимание обращают.

При указании своего образования не рекомендуется упоминать о том, что не связано с вакансией. К примеру, если вы пришли устраиваться директором в магазин — в резюме вряд ли полезной будет информация о том, что вы закончили ПТУ по специальности сварщика. В таком случае лучше ограничиться только высшим образованием, особенно если вы получили его в престижном учебном заведении. Если же образование у вас профильное — то указать его точно будет полезно.

Также полезно будет указать и различные тренинги, курсы, семинары, которые вы проходили дополнительно (естественно — если это касается вакансии).

О сходстве резюме с лендингом

Хорошим примером при создании резюме может стать обычный лендинг (landing page – сайт-одностраничник для продажи какой-то продукции, чаще всего — какого-то одного товара).

Лендинги отличаются информативностью. Текста на них обычно размещено немного, но зато весь он максимально посвящен товару. На лендингах не найти воды, вступлений, каких-то слишком углубленных описаний, растянувшихся на несколько страниц. Все это может быть полезным для потенциального покупателя, но вместе с тем — дополнительное количество информации «размывает» саму суть, и может только отвлечь посетителя от совершения покупки.

Цель лендинга — такая же, как и цель резюме — привлечь к себе внимание (в нашем случае — внимание рекрутера или работодателя). С хорошо оформленной landing page можно получить конверсию (количество заказов или покупок), которая в разы превышает конверсию с обычного сайта или магазина.

Бланк
Бланк резюме

Таким же должно быть и ваше резюме: коротко, только по делу, и только основные факты.

Упоминание точных достижений и результатов с прошлых мест работы

Серьезным плюсом в любом резюме может стать информация о конкретных успехах, которых вы достигли на прежних местах работы. Оформляться это может следующим образом:

  1. За 6 месяцев увеличил продажи на 12%, разработав и внедрив новую методику выкладки товара.

  2. Разработал систему продвижения нового продукта, благодаря которой прибыль от продаж за первые 3 месяца оказалась на 15% выше прогнозируемой.

  3. Заключил годовой договор с поставщиками, который позволил на 7% сократить ежемесячные расходы на закупку и доставку сырья. В результате компания за год сэкономила 250 тысяч рублей.

  4. За 3 месяца с нуля сформировал отдел логистики из 20 человек.

  5. На протяжении 3 лет завершал каждый проект раньше требуемого срока.

Личностные качества

Нередко в резюме соискатели пишут какие-то положительные черты характера. Однако очень часто эти слова просто копипастятся из других резюме, чтобы произвести впечатление на работодателя.

На самом деле простой список, в котором перечислены «коммуникабельность, ответственность, пунктуальность» и так далее — вряд ли кому-то будет интересен. А вот если вы дополните каждый пункт конкретными примерами из своего опыта — это уже может стать явным плюсом.

Выглядеть это может так:

  1. Умение организовать работу коллектива: временно (на протяжении 4 месяцев) исполнял обязанности начальника отдела, за время работы план исправно выполнялся.

  2. Умение убеждать: заключил контракт с клиентом, который до этого отказался работать с 4 другими поставщиками.

  3. Стремление к развитию: за время работы прошел 3 курса повышения квалификации, в свободное время посетил 2 семинара.

  4. Креативность: разработал систему продвижения, которая позволила за 3 месяца увеличить количество заказов на 14%.

  5. Профессионализм и внимательность: выявил и устранил серьезную техническую ошибку в работе программы, которая делала ее уязвимой.

В данном случае важно не само качество, а именно пример. Само собой, все примеры должны быть реальными. Если ваше резюме заинтересует работодателя, то высока вероятность того, что на собеседовании вас попросят рассказать об указанных примерах подробнее, да и дальше, уже после трудоустройства — об этом могут вспоминать.

Четкая структура и объем

Сразу определимся: идеальный объем резюме — это 2 страницы, реже — меньше, но никак не больше. Как мы уже писали выше, рекрутер за день может просмотреть не одну сотню анкет. Естественно, до каждой буквы он их не вычитывает, а пробегает мельком, выбирая самую основную информацию (практические навыки и опыт, стаж, последние места работы и должности, достижения на предыдущих местах работы).

Если текста будет слишком много (даже правильно структурированного и оформленного) — ему будет сложнее найти нужную информацию, и не исключено, что такое резюме он просто пропустит. Задача резюме — не раскрыть все данные о вас и вашем опыте, а «зацепить» рекрутера и потенциального работодателя. Все, что потребуется уточнить — у вас спросят на собеседовании, а в резюме достаточно обойтись краткой информацией, которая освещает только самое-самое главное.

Как писать резюме
Пример хорошо оформленного резюме

Структура текста — это последовательность изложения информации. Какой-то строгой общепринятой структуры для резюме не существует, однако есть варианты, которые воспринимаются лучше прочих:

  1. Фамилия и имя, рядом можно указать год рождения. Справа в углу — фотография. Фото в идеале должно быть портретным, на однотонном светлом фоне (как на паспорт). Размер его должен быть небольшим, примерно 250 х 250. Главное — чтобы фотография не сдвигала текст и не мешала чтению.

  2. Контакты (как говорилось выше — 1 телефон и 1 электронный адрес, можно добавить скайп и ссылку на аккаунт в соцсети).

  3. Ваша цель (какую должность хотите получить) и ключевые компетенции: что умеете, какие есть навыки, профессиональное образование, достижения.

  4. Образование.

  5. Опыт работы и занимаемые в прошлом должности.

  6. По необходимости — дополнительная информация (наличие водительских прав, наличие собственного транспорта, знание иностранных языков, владение какими-то компьютерными программами и так далее). Естественно, эта информация должна непосредственно касаться должности, на которую вы устраиваетесь: к примеру, если речь идет о трудоустройстве водителем — вряд ли требуется упоминать о навыках в работе с офисными программами.

Основные ошибки: чего не нужно делать при заполнении резюме?

Существует список ошибок, которые могут серьезно снизить ваши шансы на получение работы. Подведем итог, собрав их в одном месте.

К самым распространенным можно отнести:

  1. Ошибки — грамматические, пунктуационные, стилистические.

  2. Неправильное форматирование текста (использование нестандартных шрифтов, выделение цветом, оформленные «от руки» списки и так далее).

  3. Некачественное, слишком большое или слишком маленькое фото. Также неуместными будут фотографии с отдыха, в кругу друзей.

  4. Наличие конфиденциальной информации с предыдущих мест работы.

  5. Указание информации о родственниках (если этого не требуется в вакансии).

  6. Слишком объемные и подробные описания.

  7. Шаблонные фразы.
  8. Указание лишней информации (к примеру, о предыдущей работе, которая не относится к текущей вакансии, или информация о хобби).

  9. Наличие в тексте «воды», вводных слов, оборотов, предложений, которые не несут смысловой нагрузки.

  10. Указание слишком большого количества контактов.

  11. Просторечные обороты, жаргон (даже профессиональный), англицизмы, а также слишком сложные обороты и слова, если вместо них можно использовать более простые выражения.

  12. Наличие непонятных и не поясненных аббревиатур.


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *