Как строят дороги к нефтегазовым месторождениям в условиях Крайнего Севера. Работа вахтовым методом для настоящих мужчин

Многих интересует работа на севере вахтовым методом. Работа в условиях вечной мерзлоты предполагает более высокую оплату труда, и, естественно, деньги привлекают много желающих. Но сможете ли вы работать в условиях Крайнего Севера? Как найти работу вахтовика от прямого работодателя без обмана, сколько реально платят на севере и тяжело ли работать на холоде — обо всем этом IQ Review узнал от опытного вахтовика, работающего на прокладке дорог в Ямало-Ненецком автономном округе.

Работа вахтовика на Севере

прораб дорожного строительства

Меня зовут Олег, мне 30 лет, родился и живу в провинциальном городке в Беларуси. Уже 7 лет работаю на стройке, начинал мастером СМР (строительных и монтажных работ — прим. ред.). Последние 3 года работаю вахтовиком в районах Крайнего Севера. Сейчас — прорабом в ЯНАО на месторождении «Русское». Организация моя называется «ЯмалСтройГазДобыча».

В чем заключается работа прораба дорожного строительства

Обязанности производителя работ в дорожном строительстве заключаются в организации, проведении и контроле земляных работ. В районах Крайнего Севера работы бывают двух видов: отсыпка дорог и «кустов». «Кусты» — огромные прямоугольные площадки на которые потом устанавливается нефте-, или газодобывающее оборудование — вышки, буровые. Также на них располагаются хранилища, гаражи, ангары — в общем, всё, что необходимо для обеспечения добычи нашего национального достояния.

Условия работы в тундре зимой и летом

бетонные плиты и дорожная техника

Сложность создания и «куста», и дороги на Севере состоит в том, что всё это делается в адских условиях. Речь — даже не погоде, а о местности. Тундра в тёплое время года — а это период примерно с мая по октябрь — имеет состояние болота, то есть ездить по ней невозможно, и, конечно, невозможно установить тяжёлое оборудование для добычи. Поэтому приходится в буквальном смысле насыпать твёрдую землю, слой за слоем.

Земля берётся в карьерах, где экскаваторы грузят её в самосвалы и доставляют на место отсыпки. Чтобы можно было представить масштабы, отметим, что на каждый карьер работают от 2 до 10 организаций, у каждой — по 10-30 экскаваторов и по 30-100 самосвалов. Самосвалы выстраиваются в очередь на загрузку, везут грунт, выгружают и едут обратно. Каждый водитель делает по 10 рейсов в день.

Отсыпанный грунт выравнивается бульдозером или грейдером, потом утрамбовывается катком с большим валом. Если отсыпается дорога, то сверху укладываются бетонные плиты, если куст — то ничего. В мои обязанности входит организовать весь процесс. То есть сначала сделать подъездные пути к карьеру, потом — к объекту. Если есть толковый механик и геодезист, то дело идёт быстро: техника исправно работает, «куст» сыпется ровно, а мне остаётся только контролировать размеры, составлять карты и вести учёт и журналы производства работ.

Работа продолжается круглой год, но в основном — зимой. Потому, что зимой есть «зимник» — дорога из снега, а тундра замерзает и по ней можно ездить. В некоторые места можно по земле добраться только зимой по «зимнику», в тёплое время — вертолётами и самолётами. Кстати, в последние годы все самолёты — аэробусы или Боинги. Крупные компании покупают их, чтобы возить технику и народ. А мелкие заказывают чартеры.

Как стать вахтовиком

газовый факел на месторождении

Требования к кандидатам на вахтовую работу

Для успешной работы в таких суровых условиях нужно иметь отличное здоровье, специальное строительное образование и желательно — опыт земляных работ в умеренном климате, чтобы понять принципиальную особенность таких работ в условиях мерзлоты. Образование, конечно, лучше строительное. Я окончил «Академию коммунального хозяйства и строительства» по специальности «инженер-строитель», правда, заочно. Важно уметь работать с документами, вести журналы и табели учёта, составлять планы. На 80% работа прораба при хорошей организации труда — это писанина.

тундра

Где искать высокооплачиваемую вахтовую работу на Севере? Я свою нашёл в Интернете, «подошёл» по требованиям, так как имел опыт. Прошёл собеседование. Конечно, хорошую работу лучше искать через друзей и знакомых. Кстати, здоровье должно быть не просто отменное, его нужно подтверждать ежедневным медосмотром, а раз в год — проходить комиссию. Реально проходить (!), а не ставить штампы врачей. Будьте готовы, что вас проверят вдоль и поперёк. Зато если здоровы, то выдадут вам справку «годен к работе в условиях Крайнего Севера». Ещё в отделе кадров требуют наличие полного пакета документов — не знаю почему, но заморачиваться и заводить вам трудовую книжку или ИНН никто не будет.

Совет: поищите вахтовые вакансии на официальном сайте «Газпрома» для соискателей.

Что нужно знать о работе на Крайнем Севере

Качество и темпы работы во многом зависят от коллег. Я уже упоминал, что если на объекте толковый механик, то техника будет работать непрерывно — и сроки будут соблюдаться, и премии выписываться. Хороший прораб следит за всем на объекте, несёт ответственность за безопасность рабочих, за их расселением по вагончикам и условиями проживания. Прораб ведёт табель по отработанным часам, и он же ставит КТУ (коэффициент трудового участия) рабочим, от которого зависит размер их зарплаты. В нашей фирме установлена практика, что к концу смены нужно сдать несколько отчётов: о персонале (кто заболел, кто запил, кто хочет домой), о выполненных работах (самый важный). Также есть масса других отчётов — считаем всё: от вагончиков-бараков до того, сколько бумаги осталось в туалете, ибо не сообщишь, что мало осталось — не привезут. А магазин ближайший — за 300 км!

Отсыпка дорог и «кустов» ведётся на уже разведанных месторождениях. Так просто въехать сюда нельзя. Вся территория за Полярным кругом считается зоной пограничья, и для выезда на месторождение требуется пропуск. Потеря пропуска грозит страшными карами и штрафом. Можно «похоронить» экскаватор на болоте и не лишиться премии, а вот за пропуск реально могут «влепить» голый оклад.

То, что на Крайнем Севере часто хоронят технику — правда. Дело в том, что обычно это техника, которая выработала свой ресурс, имеет низкую стоимость, поэтому зачастую выгодней её закопать, чем вывозить, особенно самолётом. На Саббете (вахтовый поселок на Карском море — прим. ред.) — это повсеместная практика, конечно, по нормам это непозволительно, но кто у нас эти нормы соблюдает?

строительная техника в тундре

Зарплата и условия оформления

При устройстве на работу мне обещали зарплату 80 000 руб. Первые 3 месяца столько и платили. Потом стали платить на 5-15 тысяч больше, в зависимости от успешности сдачи объектов. Учитывая, что вахта длится 2 месяца, а один месяц сижу дома, то выходит, что за три месяца у меня выходит 180-200 тысяч — чуть больше 60 тысяч рублей в месяц, если считать помесячно.

Дорогу оплачивают, но только проезд на железнодорожном транспорте, это долго и неудобно, я летаю самолётом за свой счёт. Питание тоже полностью оплачивают. Качество питания зависит от умения повара, от снабжения и от богатства организации, но в целом везде кормят неплохо. Иногда на мелких объектах из-за отсутствия повара выдают по 400 руб. в сутки на питание и мы ходим в столовую соседей по объекту. Выдают сносную спецодежду.

Зарплата полностью «белая», перечисляется на карточку. При этом оклад составляет 30 000, остальное — премии, надбавки за «северность», вахтовый метод и стаж. Бывают задержки зарплаты, но не более 2-х месяцев. Отпускные выдают честно. Больничный, в принципе, оплачивают, только вот если заболеть на вахте — могут и уволить как непригодного, а на межвахте никто не заморачивается больничными.

Плюсы и минусы работы вахтой

Работа вахтой

Плюсы профессии вахтовика

Главное — гордость, в таких условиях выдержат не все. Отсутствие склок и интриг. Красивая природа вокруг. Причастность к самому главному богатству страны — газу и нефти. Возможность привезти домой солёную красную рыбу и икру в 3-литровой банке. Всё это отлично выменивается у местных аборигенов-ненцев на водку.

Кстати, о водке: здесь практически не пьют. На работе охрана часто проверяет на наличие запаха. Нахождение пьяным на месторождении — это ЧП и большие штрафы на организацию. Зато в пути — домой с вахты или от Москвы до Нового Уренгоя (поезд идёт 2,5 суток) — мужики отрываются по полной. Кто ездил в фирменном поезде «Ямал», тот знает.

Минусы

Адские условия. Иногда достаёт тупость руководства и коллег. Например, не завезли на объект муку или сахар. Всё! Сидим без хлеба и пьём чай без сахара до следующего завоза продовольствия. Правда, хороший повар может взять взаймы у повара из другой организации, или механик может на топливо обменять. Иногда метель метёт и невозможно выбраться с месторождения (особенно если вертолётом только можно), бывало по 2 недели сидишь и ждёшь лётной погоды. Вообще, любая бытовая проблема здесь решается гораздо сложнее, чем на Большой Земле.

Читайте также: Как стать волонтером и объехать полмира.

Если вы решили поехать на заработки

Особых возможностей для повышения у вахтовиков нет. Да и специфика нашей организации не способствует повышению. В более многочисленной компании есть ещё над прорабами начальники участков, но у нас подобное не практикуется. Вот, например, слесарь может стать механиком, а потом и старшим механиком.

Каждый мужчина должен пройти испытание Севером. Не бойтесь, никто здесь не замёрз, люди работают годами. Будьте порядочным человеком. Прежде, чем ехать, наберитесь опыта — нянчиться с вами тут будет некогда. Здесь напрочь отсутствуют понятия «стажёр» или «практикант». Приехал — работай.

Для тех, кто ищет работу вахтой, дам несколько советов. Не рекомендую врать работодателю в попытках приукрасить себя. К примеру, вас спрашивают умеете ли вы работать с нивелиром, не стоит говорить, что конечно, мол, умеете, если нивелир последний раз на практике в вузе видели. Вам просто не дадут геодезиста, раз сами умеете. Всегда помните, что здесь геодезиста или что-либо ещё взять потом будет негде, может, не будет возможность забросить на ваш объект, тогда как на Большой Земле вы просто в любой момент звоните в офис и просите прислать всё необходимое.

Читайте также: Как работают в забое на предприятиях «Норильского Никеля».

Конечно, «косяки» неизбежны. Не переживайте — у всех они бывают. Не стоит ехать на Север молодым парням и женщинам. Женщины у нас редкость, и все — здоровые тётки от 40 до 50 лет. Молодым тут быстро надоедает из-за монотонности и отсутствия развлечений.

33 комментария

  1. Здравствуйте, у меня есть огромное желание работать вахтой в условиях крайнего севера. Профессии у меня строительные, но готов обучаться и расти.

  2. Забыли главный минус — что делают многие жены или подруги вахтовиков, пока мужья на вахте. Мужик им всегда нужен, даже когда свой далеко.

      1. Что тут рассуждать, по вахтам надо ездить пока неженат или смириться что жена общая)

  3. Здравствуйте. Меня зовут Артур. Хочу устроиться работать на север. Есть удостовирения машиниста бур.установки и пом.бурильщика. Опыта нет. Занимаюсь отделочными работами. В данный момент работаю электриком. 26 полных лет без вредных превычек.

  4. здравствуйте ищу работу на крайнем севере по профессии дорожный рабочий мой телефон 89180262396 алексей

  5. Доброе время суток .Про вахту на Крайнем Севере , много пишут , но многие не знают как заманивают большими заработками , если ты работаешь месяц на месяц , то норму часов работаешь за два месяца , разделите зарплату и получится , что на материке , то и на Севере.Многие кадровики забывают , что статья 320 гласит , для женщин норма не должна превышать 36 часов в неделю , а оплата проходит в том же размере , что и при норме полной недели..Работникам , выезжающим для работы вахтовым методом в районы крайнего севера , устанавливается и выплачивается процентная надбавка к заработной плате в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц , постоянно работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены дополнительные отпуска для лиц постоянно работающих на Крайнем Севере.

  6. добрый день хочу работать вахтой разнорабочем или подсобником очень много работал на стройках трудностей не боюсь трудолюбив

  7. Попасть к хорошему и добросовестному работодателю это большая удача! Моя мама ездила поваром на прииски работать, 6 месяцев провела на отшибе, на танках добраться только можно. Так ей заплатили за весь период только 20000 рублей. Обидно до невозможности. Люди туда едут не от хорошей жизни, терпеть такие условия а эти сволочи пользуются доверчивостью. Теперь страшно кому-то верить. Завлекают большими зарплатами и ничего не платят

  8. У меня высшее экономическое образование, умею хорошо готовить, разведена, 44 года, дети взрослые, как устроиться на работу на Север?

  9. Очень хочу устроиться на север. Желательно в столовую на месторождениях. Но боюсь, что обманут лена

  10. Здравствуйте! А как ситуация такая, работаешь на Севере, потом говорят надо ехать за зарплатой в Москву за свой счет (4000 — четыре тысячи на дорогу). А кормят на вахте только 2 раза в день: утром в 8 -00, и вечером в 19-00, обед не положен потому что работают в ночную смену. Как вам такая вахта на севере!!! КЛАССНО ПРАВДА!!!

  11. Здравствуйте.Меня зовут Александр.Хочется найти и устроится на работу вахтовым методом по настоящему.О себе:образование средне-специальное,4й разряд крановщика (мостов-козловые),опыт работы слесарные дела;сборка МК,шлифовка,обрубка(болгарка,пневмо-инструмент,руч.фреза).Опыт работы под краном от пяти лет и ……….. .Ж/Д и Порт. Полных лет 43,судимости нет,с алкоголем не дружу.Две последние вахты,Ростсельмаш,Сталь-Инвест,остался гол и обманут(мягко сказать).Найти хорошего и добросовестного работодателя тоже проблема. Всё что касается техники это моё,следить,ремонт и обслуживать. (может кто посмеётся через эти строки,но я попал на эту страницу,так-же взял и написал что держится в уме).

  12. Нужна работа на Севере вахтой. Жду звонка 8962 126 07 47. Валентин 43 года отличное здоровье.

  13. ищу работу машинистом экскаватора, умею делать откосы, на качество не кто не жаловался, переделки после меня не делали!!! ищу достойную оплачиваемую работу!

  14. Здравствуйте. Хотелось бы устроится на работу элгазосварщиком 5 ого разряда.имею опыт работы в условиях крайнего севера, работал в городе. Воркута, посетителей. СЫВДАРМА,последнее место работы карьер КЦ4 ВОРКУТИНСКАЯ.НАКС ПРОСРОЧЕН

  15. Сергей. Я работал на ямале года 3 там работал машинистом на к 703 шнекороторе пол года сидишь дома это не моё

  16. Здравствуйте.Хотела бы работать на крайнем Севере.Любая специальность для женщин.У меня стаж 18 лет в торговле.Можно кладовщиком.В крайнем случае пом повара.Заработок не менее 50000р.Спасибо. мне 40 лет.

  17. Ищу работу на крайнем севере! Опыт работы имеется,работал вахтой по 2 месяца, 25 декабря приехал домой ,контора распалась ,пришлось искать новую работу!

  18. Работа моя заключалась ,устанавливал опоры,электро подстанцыи,натягивл проводапровода,жили в вагончикахвагончиках!

  19. Вера. Хочу работать на Севере мед. работником, подскажите где. Работаю сейчас в г. Москве, но здесь совсем медикам не платят (25 000-40 000 руб.) и то не везде.

    1. 25-40 это не платят? За 8-10 тысяч реальной зарплаты медработником поработать не желаете? Ппц люди закушались

  20. Хочу устроиться вахтой на север работала поваром в школьной столовой в торговле продавец кассир мне 43 года помогите кто реально может помочь устроиться

  21. Сьездил на вахту на 2, 5 месяца, приехал весь больной, чуть не здох там. В поселке нет стамотолога, а у меня флюс начинался… До города 500 км. Мороз под — 60, дороги закрыли, вертолет тоже …

  22. Ищу работу Вахтой ,Работала в торговле , Касса наличный безналичный расчет,

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *