Отправляясь в другую страну, многие люди везут с собой список того, что нужно привезти родным, друзьям, знакомым, знакомым знакомых — обязательно найдутся те, кому нужно что-то купить за рубежом.
С недавних пор на таких вот сувенирах появилась возможность зарабатывать. Пусть не миллионы, но “отбивать” какую-то часть затрат на билеты — вполне реально. А делать это можно с помощью специального сервиса Grabr.io. IQReview подготовил обзор этого стартапа, ознакомиться с ним будет особенно полезно тем, кто регулярно бывает в других странах.
Содержание статьи
О работе сервиса: география, возможности и принцип работы
Вначале ознакомимся с описанием самого сервиса.
Тем, кто пользовался или пользуется сервисами вроде Uber, Blablacar, Booking, новинка наверняка сразу окажется понятной. Суть та же — мы имеем сайт (есть и приложение под iOS), на котором нужно зарегистрироваться для использования. Этот сайт выступает в роли площадки, на которой заказчик и исполнитель находят друг друга и договариваются о сделке.
После регистрации пользователи могут либо оставлять заявки на «доставку» нужных им вещей, либо наоборот — оставлять заявки на выполнение доставки, откликаясь на предложения.
Сам процесс совершения сделки реализован в виде аукциона, и поэтапно выглядит следующим образом:
-
Пользователь, которому нужен какой-то товар из-за рубежа, размещает заявку на Grabr. Указывать нужно категорию покупки, ее цену, нужный срок доставки и предлагаемую «награду». В идеале к каждому «заказу» должно прилагаться подробное описание того, где и как можно приобрести нужную вещь (ссылка на онлайн-магазин, или точный адрес). В противном случае (если путешественнику нужно самостоятельно искать, где и как найти товар) за услуги доставки пришлось бы платить больше — из-за затрачиваемого времени.
-
Путешественники, которые могут доставить посылку, начинают оставлять отклики, указывая свою дату приезда.
-
«Заказчик» выбирает предложение с наиболее подходящими условиями.
-
Путешественник покупает нужную вещь.
-
По прибытии «исполнителя» товар передается «заказчику» оговоренным способом. Это может быть как личная встреча, так и почтовая посылка.
Теперь о главном — о размере и способе оплаты. Выше упоминалось, что с помощью Grabr можно зарабатывать. Конкретного прайса на услуги нет, однако, по статистике, оплата такой «доставки» составляет около 10-20% от цены товара. От каждой сделки Grabr получает фиксированную комиссию — 7%.
Сам процесс оплаты на стадии разработки вызвал проблему — надо было решить, как его удобнее всего реализовать. Если заказчик вносит предоплату — путешественник мог просто забрать ее и “пропасть”. И наоборот — если путешественник покупает товар за свои деньги без гарантий — посылку могут не забрать по приезде.
Чтобы защитить обе стороны, сервис реализовал оплату таким способом — при заказе стоимость покупки замораживается на карте покупателя. Списывание средств и перевод на карту осуществляется после того, как заказчик подтвердит получение посылки.
Дополнительным источником дохода сервиса является партнерство с 15 (на конец 2016 года) онлайн-магазинами (среди них — крупные порталы вроде eBay и Amazon). Если пользователь с Grabr приходит в магазин-партнер — сервис получит от 6% до 10% от суммы покупки.
Перед запуском сервиса его создатели перебрали 20 стран, чтобы выбрать те из них, в которых ожидался наибольший эффект. Для этого под каждую страну на 5 дней запускалась пробная рекламная кампания с небольшим бюджетом. После завершения рекламной акции анализировались отклики. Таким образом были отобраны США, РФ, Аргентина, Бразилия, Перу, Таиланд и Вьетнам — изначально (весной 2016 года) Grabr был запущен для этих стран. Позже (в сентябре) были подключены еще Сингапур и Гонконг. Это не предел — компания уже планирует выход на Китай, Индию, Бангладеш и Южную Америку.
Смотрите также: Лучший вид транспорта для путешествий
Краткая статистика за период работы
Поскольку Grabr запущен не вчера и даже не месяц назад (тестовая версия начала работать еще в сентябре 2015, то есть больше года назад), уже можно подвести какие-то итоги:
-
самые активные заказчики — граждане России, Перу, Аргентины и Бразилии;
-
самые активные исполнители — американцы и граждане стран Европы;
-
в конце осени 2016 года общая сумма заказов превышала $17 млн;
-
цена привлечения 1 клиента — около $22.3;
-
доход с 1 клиента — около $25;
-
ежемесячный рост выручки — около 30%;
-
первые полгода работы в полноценном режиме принесли компании $53 тысячи от комиссии со сделок и $22 тысячи — от партнерских программ;
-
средний чек на Grabr – $250;
-
средний чек заказов из РФ – $140;
-
1/5 всех заказов — делают граждане РФ.

По статистике, Grabr пользуется популярностью — треть пользователей сервиса обращаются к нему повторно. Чтобы выйти на миллионную выручку, сервис должен иметь огромную базу клиентов — свыше 500 тысяч. Для этого требуются дополнительные средства, чтобы масштабироваться.
Создатели это прекрасно понимают, и сейчас работают на развитие бизнеса. По словам Дарьи, на данном этапе работы Grabr расходы получаются больше, чем доходы. Все вырученные средства уходят на аренду офисов, зарплаты сотрудников, выплату налогов и дальнейшее продвижение.
Для пиара Grabr используются такие каналы:
-
социальные сети;
-
контекстная реклама в поисковых системах;
-
реклама через известных лиц.
Вкратце об аналогах
Grabr в своем роде сложно назвать первопроходцем — сервисы подобного рода существовали и до этого. Правда, у аналогов имеются некоторые отличия.
Список такой:
- «Бандеролька» — отдаленно похожий сервис. Позволяет совершать покупки в разных американских онлайн-магазинах, которые собираются в одну посылку. Это позволяет экономить на доставке (но остается проблема с долгим ожиданием). Актуально для тех, кто покупает помногу и часто.
- Народная почта «Туда? Туда!» — практически полный аналог, отличающийся только тем, что позволяет организовать доставку не только покупок, но и обычных посылок (то есть передачу вещей от одного человека другому). Придумана и реализована примерно на полтора года раньше — в начале 2014. Сайт имеет мобильную версию. Также у сервиса есть активная группа ВКонтакте, в которой дублируются наиболее «дорогие» и срочные заказы.
- Passenger.me (российский сервис) — практически полный аналог Grabr, в котором была возможность доставки крупных партий. Прекратил работу в 2015 году. По словам Александра Бабарыко (совладельца Passenger.me), выжить на этом рынке можно, если обеспечить доступ к нишевым, редким товарам из европейских/американских источников, которые сложно/нельзя покупать обычным способом.

Отдельно стоит сказать и о специальных группах в социальных сетях, через которые пользователи могут находить «заказы» и «исполнителя» на такую же доставку. Этот вариант плох тем, что в данном случае отсутствуют какие-либо гарантии, и обо всем приходится договариваться, полагаясь на честное слово. Ну и сам способ поиска реализован не так удобно.
О плюсах и минусах Grabr.io
Поскольку сервис позволяет осуществлять доставку товаров из-за рубежа, будем приводить преимущества по сравнению с обычной онлайн-покупкой в иностранных магазинах.
Для покупателей список плюсов такой:
-
заказ может быть доставлен быстрее, чем службой доставки (посылка из онлайн-магазина может идти 3-4 недели, тогда как путешественник может возвращаться домой уже завтра-послезавтра);
-
доставка заказа обходится намного дешевле, чем пересылка почтовыми службами (как упоминалось выше — оплата через Grabr будет составлять в среднем 10-20% от цены товара, а вот при покупке в онлайн-магазине доставка может обойтись в 100% от стоимости);
-
посылки от онлайн-магазинов нередко «теряются», не доходя до конечного пункта (из-за ошибки в заполнении, или ошибки в работе почтовых служб);
-
отсутствуют проблемы с оформлением заказа (у многих пользователей возникают сложности с самим заказом в иностранных онлайн-магазинах — они не могут разобраться в том, как указывать адрес, как производить оплату, как подтверждать покупку);
-
можно получить товары, которые не удается найти в онлайн-магазинах, или которые не доставляются в вашу страну (к примеру — продукты питания).
Без минусов (для покупателя) тоже не обошлось:
-
пересылка таким способом — дело нестабильное, может случиться, что прямо завтра кто-то сможет доставить нужную вещь, а может — придется ждать месяц, пока не возникнет подходящая заявка;
-
пересылать получится только мелкие изделия — вряд ли кто-то захочет везти с собой телевизор.
Для путешественников плюс простой — вы получаете возможность получить какую-то сумму, просто кинув в дорожный чемодан несколько лишних вещей. Заработать на этом получится вряд ли, а вот вернуть часть стоимости билетов/сувениров родным — вполне. Если же удастся собрать сразу несколько заказов — это будет уже более выгодно.
Особенно полезным иметь аккаунт в Grabr будет тем, кто ездит/летает часто и регулярно по наиболее «востребованным» маршрутам.
Об истории сервиса: кто, где и когда создал Grabr?
Создателями Grabr стали молодые предприниматели Артем Федяев и Дарья Ребенок (сейчас — супруги). Их знакомство произошло на одном из барселонских пляжей, причем было им тогда по 15 лет. Вскоре пара разъехалась — в 16-летнем возрасте Артем учился в Нью-Йорке, Дарья — в Москве (окончила ВШЭ, факультет мировой политики и экономики, выучила 4 языка, работала в Ernst & Young и в Pirelli).
Артем начинал свою бизнес-деятельность с венчурных проектов. Первый результат — созданный вместе с другом Mywebroom — сервис, который использовался для хранения ссылок и закладок. Уже этот стартап был замечен — один из американских инвесторов (Клаус Дорнер) вложил в него $200 тысяч. Всего же Mywebroom собрал $4.5 млн. В Америке, кстати, менталитет в части отношения к инвестиционной деятельности вообще кардинально отличается от российского – можно отдельно почитать про итоги долгосрочных инвестиций в США и РФ.

В 2012 году Дарья оставила Москву и переехала к Артему (который тогда проживал в Сан-Франциско). Тогда же они и поженились (так что Grabr – это практически семейный бизнес).
Идея нового проекта (Grabr) зародилась благодаря воспоминаниям о путешествиях. И Артем, и Дарья любят гаспачо, и они подумали, что людям, которые летают из Мадрида в Сан-Франциско, ничего не стоит взять это блюдо с собой (рейс это популярный, ежедневный – летают сотни человек в сутки). Сами молодожены тоже нередко путешествовали, и часто привозили с собой сувениры «под заказ» для друзей и родных. Так и появилась задумка о сервисе формата «привези-из-за-границы».
Основная задача любого стартапа — поиск средств. Работа предстояла серьезная, и без капитала реализовать проект такого масштаба нелегко. Первоначальный капитал ($500 тысяч) создатели получили от Константина Николаева (он же инвестировал ранее в первый проект Артема — Mywebroom). Позже, в 2015 году, еще $3 млн вложили Алексей Репик («Р-Фарм», председатель совета директоров) и Вадим Мошкович («Русагро», основатель). В итоге инвесторам отошла половина акций, вторая половина осталась у создателей.
Создавать и развивать проект в Кремниевой Долине (напомним, пара проживала в Сан-Франциско) — дорого. Поэтому в проекте приняли участие российские разработчики. Изначально стартапом занимались 6 человек: сами основатели, 3 разработчика и проектный менеджер.
Что возят, а что — нельзя?
В правилах пользования сервисом нет каких-либо дополнительных ограничений на перевозимые товары и их количество. Главное — чтобы это не нарушало законодательство и таможенные нормы и правила. То есть, естественно, что возить крупные партии чего-либо для перепродажи не получится. Или перевозить алкоголь/сигареты свыше установленных норм (ограничения на эти товары есть в каждой стране) — тоже.
Актуальным сервис будет для тех, кто хочет заказать что-то небольшое, что легко купить в конкретной стране. По статистике, первые места в рейтинге заказов на Grabr занимают:
-
Электроника — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты. К примеру, после выпуска iPhone 7, новинка 2 месяца была самой заказываемой, причем во всех странах.
-
Национальная еда. К примеру, вы побывали в Европе, попробовали какой-то вкусный соус из национальной кухни, а вернувшись домой — нигде не можете его найти. В этом случае и придет на помощь Grabr.
-
Одежда. Конечно, обычные вещи вряд ли заказывают часто, а вот какие-то дизайнерские модели, особенно после выхода новых коллекций — вполне востребованы.
После введения санкций россияне стали часто заказывать продукты питания, которые перестали продаваться в российских магазинах. Также часто просят привезти какие-то единичные мелочи вроде шампуней, деликатесов или десертов.
Очень интересно как это работает всё. Чем это от обычной доставки вроде parcl отличается, никто не в курсе? Ну кроме того,что еду тут можно заказать)