Сейчас значительная часть бизнеса не нуждается в «реальных» магазинах — для продажи многих товаров можно обойтись сайтами. Онлайн-магазины — явление обыденное и удобное: через них можно заказать практически что угодно.
Открытие бизнеса с онлайн-продажей гораздо дешевле и проще, чем открытие реального магазина. Однако нюансов все равно существует немало. IQReview разобрался со сложностями открытия виртуальных магазинов — знать о них будет полезно всем, кто планирует начинать бизнес.
Содержание статьи
Какие товары эффективнее всего продавать через онлайн-магазин?
Чаще всего посещаются онлайн-магазины, специализирующиеся на продаже :
-
бытовой техники, электроники и гаджетов;
-
одежды, обуви и аксессуаров;
-
подарков, сувенирной продукции, цветов;
-
детских товаров (одежда, коляски, питание, средства для ухода и гигиены);
-
спорттоваров;
- косметических товаров, средств гигиены;
-
товаров для строительства, ремонта, отделки;
-
автомобильных товаров;
-
мебели;
-
продуктов питания.
Если вы работаете в любой из названных категорий, и до сих пор не имеете онлайн-магазина — о его открытии точно стоит задуматься. Электронный бизнес сейчас очень популярен и продолжает быстро набирать обороты.
В целом же продавать через Интернет можно практически что угодно. Единственный нюанс — слишком сужать нишу не стоит. К примеру, вряд ли много людей будут искать велосипеды для беременных. Под такие товары будет дороже и сложнее привлекать целевых посетителей.
Сравнение преимуществ и недостатков торговли через онлайн-магазин и обычный магазин
Сравним примерные особенности создания и управления реальным и виртуальным магазинами:
Реальный | Виртуальный | |
---|---|---|
Средняя сумма для старта | от 300-400 тысяч рублей (зависит от стоимости аренды и площади помещения) | от 30-40 тысяч рублей (без учета стоимости товара) |
Затраты в месяц | оклад персоналу (минимум 1 человек), аренда помещения, оплата коммунальных услуг | оклад персоналу (если он есть), оплата хостинга и сервера (около 150-200 рублей) |
Необходимость в персонале | обязательно, минимум 1 человек | до появления большого количества заказов можно справляться самостоятельно |
Необходимость уплаты налогов | да | да, но до определенного оборота можно работать и без налогов |
Уровень доверия покупателей | высокий | низкий (в первый год или как минимум в первые несколько месяцев) |
Сложность дальнейшего развития и масштабирования | высокая (открытие каждой точки обходится дорого, из-за чего сложнее выйти на окупаемость) | средняя (создавать еще один сайт не обязательно, можно просто расширять ассортимент на существующем) |
Уровень удобства оценивания товара для покупателя | высокий (пользователь может увидеть товар со всех сторон, потрогать его, если это какое-то устройство — опробовать в работе) | высокий (пользователь может увидеть товар со всех сторон, потрогать его, если это какое-то устройство — опробовать в работе) |
Этапы создания
Поэтапно создание онлайн-магазина выглядит следующим образом:
-
Выбор ниши, сбор и анализ информации о конкурентах.
-
Выбор способа торговли.
-
Выбор CMS.
-
Поиск исполнителей для создания магазина.
-
Поиск сотрудника (или сотрудников) для дальнейшей работы сайта и его развития.
-
Сам процесс создания (отрисовка и натяжка дизайна, наполнение описаниями и изображениями).
Ниже рассмотрим каждый из пунктов более подробно.
Выбор ниши и анализ информации о конкурентах
Если вы только планируете стартовать, и еще не выбрали, чем именно будете торговать — обязательно уделяйте этому этапу максимум внимания. Можно иметь огромный бюджет и опыт, но просто ошибиться в нише и «прогореть» (или в лучшем случае — прибыли будет меньше, и получать ее будет сложнее). И наоборот — можно с небольшим капиталом начать работу в «легкой» нише, и сравнительно легко развиваться и получать доход.
На помощь в поиске придут сервисы Google Adwords и Яндекс.Wordstat. С их помощью можно узнать, насколько популярна та или иная ниша в вашем регионе. Также можно узнать и ее сезонность: интересна ли она покупателям круглый год, или в какие-то месяцы стабильно отмечается существенный спад. Сезонные ниши (к примеру, продажа лыж и коньков) менее прибыльны, поскольку во время спада продажи (и прибыль) упадут.
Анализ информации о конкурентах делать тоже обязательно: так вы сможете понять, сколько (хотя бы примерно) компаний работает в вашем регионе по вашему направлению. Если отрасль перенасыщена (к примеру, если в городе с 400-500 тысячами населения работает 15-20 служб доставки суши) — стартовать будет в разы сложнее. С небольшим бюджетом и опытом лучше подобрать менее насыщенную нишу, или серьезно задуматься над тем, как именно вы будете заинтересовывать клиентов.
Способ торговли
В зависимости от выбранного товара и имеющихся средств, способ торговли может быть таким:
-
Закупка товара у поставщика, хранение его на складе и самостоятельная отправка при заказе. Это более затратный, но и более безопасный и удобный вариант – вы точно знаете, что товар у вас есть, что он качественный, и что вы его отправите в нужный срок, без задержек.
-
Дропшиппинг. В этом случае товара на руках у вас нет, и в случае заказа вы перенаправляете его поставщику. Ваша прибыль получается с того, что вы привели ему покупателя: для этого вы выставляете в своем магазине товар по более высокой цене, чем у поставщика. Это вариант бюджетный — начинать такую торговлю можно вообще без капитала. Однако и проблем больше – поставщик может задержать отправку, или качество изделия окажется ниже требуемого.
Смотрите также: Как бюджетный шопинг стал приносить стабильный доход. Бизнес по перепродаже одежды из Китая
Выбор «движка» (CMS)
CMS – это «движок», на котором будет работать ваш магазин. Аббревиатура «CMS» расшифровывается как Content Management System – система управления контентом. По сути — это практически готовая оболочка, основа вашего магазина, которую нужно установить на сервер. Все остальное (наполнение, дизайн, дополнительные функции) “прикручивается” уже поверх этой основы. Такой вариант позволяет легко работать с магазином, не имея даже базовых знаний в программировании.

Движки бывают платными и бесплатными.
Платные — лучше и стабильнее в работе, чаще обновляются, имеют техподдержку пользователей. Из минусов — цена. Минимальная стоимость движка для магазина — около 10-15 тысяч рублей.
Бесплатные — в принципе уступают платным только уровнем обслуживания техподдержки. По функционалу и возможностям они практически одинаковы. Бесплатный движок без проблем можно использовать для магазина средних масштабов — только крупные порталы обычно берут платные CMS.
Из бесплатных можно выделить:
- OpenCart.
- Prestashop.
- Magento.
- Virtue Mart (Joomla).
- Woo Commerce (WordPress).
Из платных:
- NetCat.
- UMI-CMS.
- 1C-Битрикс.
Список разовых исполнителей для создания
Теперь пришло время приступать непосредственно к созданию самого магазина. Если сами вы не обладаете нужными навыками, то придется пользоваться услугами следующих специалистов:
-
Дизайнер — придаст вашему магазину нужный внешний вид. Средняя ставка за работу «под ключ» для небольшого сайта — около 10-20 тысяч рублей.
-
Программист — специалист, который создаст или отредактирует функционал и работоспособность магазина. Средняя ставка за работу «под ключ» для небольшого сайта — около 10-20 тысяч рублей. Пункт не обязательный — все CMS (как платные, так и бесплатные) сейчас обладают всеми нужными функциями, поэтому услуги программиста требуются далеко не всегда.
-
Копирайтер — напишет и опубликует тексты для магазина (главная страница, страницы рубрик, описания к каждому товару). Минимальная средняя ставка за 1000 знаков текста — 30-40 рублей. Если у вас повышенные запросы к качеству или какая-то узкая тематика, в которой разберется не каждый человек — планка поднимается примерно до 40-70 рублей за 1000 знаков. Объем текста зависит от того, насколько крупный у вас магазин.
- SEO-специалист — человек, который соберет семантическое ядро ключевых запросов. Он же может заниматься и продвижением сайта: запуском рекламы, оптимизацией текстов, закупкой ссылок. Нередко этот же человек может либо сам взять на себя написание текстов, либо заняться поиском копирайтера и контролем за его работой. И наоборот — опытные копирайтеры сами могут выполнить всю работу, связанную с SEO.
Этот список одинаков для магазина любого масштаба: от огромного портала и до небольшого сайта. Если задача ставится сложная, или сроки поджимают — команду можно расширить, взяв нескольких одинаковых сотрудников. Чаще всего это касается копирайтеровЛегко ли быть копирайтером? Секреты заработка и основные профессиональные навыки — один сотрудник в день может в среднем написать около 20 тысяч знаков текста (или около 30-40 самых простых описаний к товарам). Если у вас на сайте будет 400-500 товаров — только на составление описаний уйдет 2-3 недели (если не считать время на их публикацию, добавление картинок, прописывание тегов, указание цен).

Если вы торгуете какими-то оригинальными изделиями (к примеру, вязаными вещами), могут потребоваться услуги еще и фотографа. В среднем за 1 качественно сделанную фотографию на белом фоне можно заплатить около 50 рублей. Если количество требуется большое (от 50-100 штук), то цена может быть ниже. Если для фотографии требуется модель или какие-то дополнительные условия (декор, качественная обработка) — выше.
Список постоянных сотрудников в магазин: что придется делать после создания?
Если заказов у вашего магазина не много, и у вас есть свободное время и желание — всю «текучку» можно делать самостоятельно. Владелец может взять на себя:
-
Прием звонков, общение с клиентами, формирование и завершение заказа.
-
Отправка заказов.
-
Прием и проверка оплаты.
-
Ведение бухгалтерии.
Если магазин будет расширяться — снова могут потребоваться услуги копирайтера и SEO-специалиста. Поэтому контакты тех, с кем вы работали на старте, лучше не терять. Если развитие бизнеса происходит быстро и стабильно — лучше взять специалиста на постоянную работу.
Когда заказов станет больше — на «текучку» можно нанять отдельного сотрудника.
Дальнейшее продвижение
Даже если в вашей нише нулевая конкуренция (а такое бывает очень редко) — вновь созданный магазин нуждается в рекламе. Способов заявить о себе в Интернете — множество. Применять актуально следующие:
-
Создание страницы в соцсети. В идеале магазину нужна «своя» страничка в соцсетях (для русскоязычного сегмента — как минимум ВКонтакте). Если ваш товар оценивают в первую очередь за внешний вид (к примеру, одежда, украшения) — актуально завести еще и Instagram. Страницы требуется как можно чаще (а главное — регулярно, без простоев) обновлять новыми фотографиями. Само создание страницы — бесплатно, а вот ее красивое оформление и дальнейшее ведение лучше перепоручить за оплату. Дизайн страницы ВКонтакте может обойтись в 2-4 тысячи рублей.
-
Реклама на страницах в соцсетях. Есть у вас своя страница в соцсети, или есть только магазин — можно заказывать рекламу в популярных тематических сообществах. Стоить она может от 500 рублей до нескольких тысяч, в зависимости от размера аудитории. В самых крупных пабликах (у которых сотни тысяч или даже миллионы подписчиков) реклама может стоить уже десятки тысяч рублей.
-
Контекстная реклама ВКонтакте (в ленте новостей). В среднем цена за 1000 показов — до 200 рублей. Упирается все только в ваш бюджет: чем больше показов закажете, тем больше потенциальных клиентов увидят информацию о вас.
-
Создание и раскрутка Youtube-канала. Актуально, если у вас продается товар, который нужно красиво и ярко показать. Если вы торгуете металлопластиковыми конструкциями, вряд ли о них можно будет снять интересный ролик. А вот если вы продаете квадрокоптеры — тут уже простор для творчества открывается куда более широкий.
-
Контекстная реклама в ПС Яндекс или Google. Объявления будут показываться при поиске в этих поисковых системах. На цену очень сильно влияет регион показа и тематика товара.
-
Реклама на тематических ресурсах (сайтах, форумах). К примеру, если вы торгуете лакокрасочными материалами — найдите несколько контентных сайтов на тематику ремонта и закажите у них рекламу (это может быть баннер, отдельный текст или упоминание в каком-то тексте). Цены на такую рекламу зависят от посещаемости сайта. Для «среднего» сайта с трафиком в 50-100 тысяч размещение 1 баннера будет стоить около 5000-15000 в месяц.
Подсчет расходов: на что и сколько нужно потратиться сразу, и во сколько обойдется дальнейшее обслуживание?
Подведем итог по сумме — подсчитаем, во сколько в среднем обойдется создание онлайн-магазина (без учета стоимости товара):

-
Домен и хостинг – в среднем 2000 рублей в год.
-
Уникальный дизайн – около 15000 рублей.
-
Наполнение (текст для главной страницы и страниц рубрик, заполнение карточек товаров) – около 15000 рублей для магазина с 300-500 товарами.
В сумме — около 32 тысяч рублей. За такую цену вы получаете полностью заполненный, оригинально выглядящий и функционирующий магазин. Расценки приведены приблизительные — при необходимости уложиться можно и в меньшую сумму, примерно в 15-20 тысяч.
Дальнейшее обслуживание будет обходиться минимум 2000 рублей в год (за домен и хостинг). Прочие затраты будут зависеть от того, как будет развиваться магазин. Если добавлять товары, вносить изменения в дизайн или функционал больше не потребуется, то и затрат никаких не нужно будет.
Поскольку на первом этапе важно привлечь клиентов — практически не обойтись без вложений в рекламу. Расценки на продвижение зависят от масштаба. Если брать усредненный минимум — уложиться можно в 10 тысяч. На протяжении первых нескольких месяцев (пока сайт не попадет в индекс Яндекса) желательно продолжать вкладывать такие же суммы.