Почти сразу после присоединения Крыма к РФ в 2014 году, против России были введены санкции. Ограничения на сотрудничество установили государства Евросоюза, а также США, Канада, Австралия, Япония и еще некоторые страны.
Главным инициатором введения санкций были США — именно под их давлением другие государства стали вводить ограничения зачастую в ущерб собственным интересам. Санкции коснулись в основном финансового и сельскохозяйственного секторов.
В ответ на такие меры Россия почти сразу ввела собственные ответные ограничения. Санкционное противостояние продолжается до сегодняшнего дня. Ниже IQReview рассмотрит, какие именно ограничения были введены, и против кого.
Содержание статьи
Когда и против кого были введены контрсанкции?
В марте 2014, почти сразу после ввода антироссийских санкций, российские власти составили свой санкционный список. Изначально ограничения были незначительные: они касались запрета на въезд в РФ ряда физических лиц (политических деятелей из Украины, Канады, США, ЕС).
Более действенные контрсанкции Россией были приняты во второй половине лета:
-
С 7 августа (2014) был ограничен ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, Норвегии, Канады, Австралии и ряда стран ЕС. Ограничение распространилось на орехи, сыры, молочную продукцию, фрукты, говядину и свинину. Из списка позже была исключена часть продуктов, с замещением которых у РФ возникли проблемы.
-
С 11 августа (2014) были ограничены государственные закупки зарубежной продукции легкой промышленности. Это коснулось одежды (верхней, спецодежды, из кожи), нательного белья, меховых изделий, тканей, обуви. Ограничения не распространялись на изделия, выпущенные в Белоруссии и Казахстане. Также был разрешен импорт продукции, которая не производится в РФ.
-
13 августа (2014) список государств, на которые распространялись санкции, был расширен. В качестве ответной меры в них были включены Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн.
Все ограничения вводились сроком на 1 год. Они были продлены в 2015 году (до лета 2016) и в 2016 году — до конца 2017 года.
С 1 января 2016 года были введены ограничения на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, производимые в Украине. В список были включены молочная продукция, орехи, морепродукты, фрукты и овощи, мясо всех видов.
С 1 июля 2016 года эмбарго распространилось и на транзит. Ранее часть изделий из «запрещенных» стран ввозилась в РФ через соседние государства, не попавшие под эмбарго.
Последствия для государств, против которых ввели контрсанкции
О том, какие последствия стала вызывать санкционная война, стали говорить еще в 2015. Изначально санкции против РФ были направлены на ее ослабление. По факту оказалось, что зеркальный эффект ощутили и страны, которые ввели ограничения. В первую очередь об этом стали заявлять представители сельскохозяйственной отрасли стран ЕС, у которых был налажен стабильный сбыт продукции на российский рынок. По грубым подсчетам, в РФ импортировалось не менее 20% европейских изделий. В некоторых сферах этот показатель был выше.

Условно все страны, против которых были введены российские санкции, можно разделить на 3 группы по объему экспорта в РФ:
-
Страны с незначительным объемом поставок в РФ (условно — до $30 млн на 2013 год для каждого государства), у которых экономика не была серьезно «завязана» на российский рынок. Сюда относят Черногорию, Албанию, Лихтенштейн, Швецию, Чехию, Словению, Словакию, Румынию, Болгарию, Люксембург, Португалию, Хорватию. На экономике этих государств контрсанкции практически никак не отразились.
-
Страны, экспортировавшие на российский рынок продукцию на сумму от $30 до $100 млн в год (для каждой страны). Сюда вошли: Венгрия, Эстония, Австрия, Латвия и Великобритания. Для крупных и более стабильных экономик (Австрия, Великобритания) эмбарго не стало существенной проблемой. На Латвию и Эстонию контрсанкции оказали серьезное негативное воздействие. Из цифр: в 2013 году из Эстонии около 46% рыбной продукции (одна из наиболее крупных статей дохода страны) отправлялось в РФ.
-
Страны, экспортировавшие на российский рынок продукцию на сумму от $100 млн (для каждой страны). Сюда вошли 13 стран ЕС, Австралия, Норвегия, Канада, Украина, Турция, США и Исландия. У Норвегии, Польши и Турции экспорт в РФ в 2013 году оценивался более чем в $1 млрд. У Украины, Дании, Германии, США, Испании и Нидерландов размер экспорта на 2013 год был между $500 млн и $1 млрд.
Сразу после введения основного пакета (в 2014 году) контрсанкции сильнее всего ударили по экономикам государств, которые были ориентированы на российский рынок:
-
Исландия — около трети экспорта мороженой рыбы;
-
Бельгия — около четверти экспорта яблок;
-
Польша — более 50% экспорта яблок;
-
Эстония — почти 50% экспорта рыбы и более трети — сыров;
-
Литва — 50% экспорта сыров и более 40% свинины;
-
Финляндия — около трети экспорта мяса птицы и рыбы, 70% сливочного масла, свыше 75% сыров и около 60% молока.
Российский журналист и кандидат экономических наук Владимир Соловьев в 2015 году так высказался по этому поводу:
«По большому счету ответными мерами Россия надавила на весьма болезненные секторы в экономиках стран, особенно на те, где мощно проявляются союзы — либо профессиональные, либо торговые, — которые привыкли защищать свои права».
По факту основной ущерб контрсанкции нанесли странам с плохо развитой (по меркам ЕС) экономикой, которая была ориентирована на экспорт продукции сельского хозяйства. Чтобы частично снизить негативное воздействие, Евросоюз выделил фермерам 280 млн евро (на лето 2016 года).

В период с августа 2014 по июль 2015 убытки по экспорту у 37 государств (против которых РФ ввела эмбарго) составили около $60.2 млрд. Такие цифры представил французский исследовательский центр в сфере международной экономики. Доклад был опубликован в июле 2016 года.
Как это отразилось на экономике РФ и на населении?
Самым ощутимым последствием санкционного противостояния для рядового гражданина стало повышение цен. Цены выросли почти на все виды товаров. На часть — из-за того, что подорожала валюта, и закупать их стало дороже в рублях. На часть — по цепочке, из-за подорожания других товаров. Еще на часть — из-за того, что российские производители устанавливают более высокие расценки, чем заграничные компании.
Позитивным моментом стал подъем сельскохозяйственного сектора. Российские фермеры и агропромышленные предприятия, которые раньше вынуждены были на своем же рынке конкурировать с иностранными производителями, стали активнее наращивать объемы производства, восполняя недостаток товаров. Поэтому для сельскохозяйственных организаций отмена контрсанкций — это скорее невыгодное и нежелательное решение.

От иностранных конкурентов «избавились» и производители в других сферах. В целом почти во всех отраслях промышленности компании стали активнее искать деловые контакты на внутреннем рынке. Причина тому — не только санкции, но и высокий курс валюты, из-за которого стало дорого и невыгодно закупать оборудование, сырье, технологии за рубежом.
Когда отменят?
Если сравнивать текущую ситуацию с прошедшими 2015 и 2016 годами, можно сказать, что пик кризиса остался позади. Начиная со второй половины прошлого года, российская экономика стала активно восстанавливаться, и установленные санкции и контрсанкции перестали так остро ощущаться.
Каких-то точных дат и официальных заявлений о том, когда будет осуществлена отмена контрсанкций, пока нет. Однако некоторые лица из руководящей верхушки уже высказывали предположения.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов еще в январе говорил о том, что санкции и контрсанкции могут быть сняты уже 31 декабря 2017 года. Это может произойти, если ситуация не осложнится, и взаимоотношения между РФ и США с ЕС продолжат улучшаться.
Пока что видно, что сдвиги в сторону улучшения есть. Все больше европейских политиков высказываются о необходимости отмены антироссийских санкций. Против ограничений выступали представители Греции, Болгарии, Словакии, Венгрии, Италии, Франции. В целом отменить санкции было бы выгодно и ряду других государств.
Также об ослаблении санкционной войны говорят и визиты европейских политиков в Крым (который и стал причиной введения санкций).
продлите сайт алисаслут, домен закончился, срочно и статьи алиса начинай писать
))) Угу, как обычно берем калькулятор и………..
А вот это “Изменение показателей различных отраслей промышленности РФ” в каких единицах? Рублях? А теперь давайте ка полученные рубли 2016 пересчитайте в сопоставимых рублях 2015, с корректировкой на инфляцию, себестоимость и тд,!!!
А то у Вас получается следующее – например в 15 сделали одну условную Ладу Гранту и она стоила 300тр, а в 16 тоже одну но стоит уже 400тр. И вуа ля- произвели на 30% Грант больше)))))
Где натуральные показатели сравнения????
Едем дальше – где сведения сколько “санкционки” пошло через Белоруссию, Китай и другими “окружными” путями. До сих пор посчитать никто не может)))
Где цифры прямого убытка от санкций для самой РФ? У Вас их нет и не будет – их боятся вслух назвать, ибо только вывод иностранного и Российского капитала и отсутствие иностранных инвестиций из за санкций – громадные по меркам нашей экономики суммы. А ещё -Это те деньги которые уже никогда не создадут никакого продукта в стране.
“пик кризиса остался позади. Начиная со второй половины прошлого года, российская экономика стала активно восстанавливаться” – это с чего?
Может в России хоть чуть чуть вырос спрос? – нет! Может растут доходы населения? -нет! Может задолженность по зп стала уменьшаться – снова нет! Цены на товары и услуги снизились или не повышаются -нет! Так откуда такие выводы, какое может быть восстановление любой экономики при очевидном падении покупательской способности?????
Санкции могут ослабить, но отменить, увы никак. И дело не в каком то особом отношении к РФ. Ибо, какие бы убытки и кто бы там не нёс, но создавать опасный территориальный прецедент в международном праве не будут. Это для нас благо, а в штатах и европе полно вечно отсоединяющихся “независимых” территорий и стоит один раз допустить им такой вариант – любые санкции покажутся чепухой.
И повторю вопрос – где СУТЬ темы контрсанкций в виде: У ЕС с Россией было столько денег оборота/процентов экспорта до санкций- стало столько после? И как изменился весь экспорт ЕС до и после – для наглядности.
Да, и “По грубым подсчетам, в РФ импортировалось не менее 20% европейских изделий” – можно источник грубых расчетов?
Если погуглить – “доля России в экспорте ЕС” выходит цифра 7% и для ЕС она сократилась на пару процентов и то часть которых просто направили в РФ через страны-посредники.