Многим уже до боли знакомо такое понятие, как кризис. Любому человеку от 40 лет и старше уже пришлось пройти как минимум через 2 сложных, с экономической точки зрения, этапа. Последние пару лет экономика снова переживает кризис. Тем не менее, далеко не все люди уходят в режим жесткой экономии в надежде пережить очередной спад. Есть и те, кто принимает ответственное решение начать собственное дело именно в такое тяжелое время.
Содержание статьи
Какое влияние оказал нынешний кризис на население?
Экономическая ситуация в стране на сегодняшний день довольно сложная. Многие, даже крупные игроки, в разных сферах бизнеса сокращают обороты. А кто-то и вовсе закрывается или становится банкротом. Доходы граждан снижаются, а вот цены на услуги и товары, напротив – растут. Большинство экспертов отмечают, что в сложившихся непростых экономических условиях люди предпочитают больше откладывать, нежели тратить. Наученные предыдущим опытом выживания в кризисные времена, граждане пытаются откладывать часть своих средств с целью создания резерва, который поможет пережить нелегкие времена.
В таких условиях падает спрос на дорогостоящие услуги и товары. И одновременно с этим возрастает спрос на более дешевый сервис и продукцию.
Почему в кризис выгодно начинать бизнес?
В условиях продолжающегося экономического спада далеко не каждый рискнет затеять свой собственный бизнес. Причин тому много, но в первую очередь – это психологический страх потерять свой капитал и остаться ни с чем. А между тем, кризисные времена – удачное время для хорошего старта. Для простого обывателя это может звучать пугающе. А вот некоторые опытные предприниматели хорошо знают, что именно в такие времена складывается наиболее благоприятная ситуация для завоевания рынков и закладывания фундамента дальнейшего развития.
В сложившихся обстоятельствах крайне важно внимательно подойти к формированию идеи своего бизнеса. Продумать и просчитать любые возможные риски. Бизнес, даже в хорошие времена – занятие рискованное. Но если в период стабильности или роста с основными рисками все и так понятно, то во время кризиса нужно быть внимательным вдвойне.
Продумывая идею для своего бизнеса, стоит делать ставку на те товары или услуги, которые, во-первых, будут востребованы. А во-вторых, они должны быть доступны для населения, которое и без того затянуло пояса.
В условиях кризиса экономики, как известно, падает спрос на услуги и товары. При этом компаниям и фирмам, уже существующим на рынке, приходится выживать. Это играет на руку тем, кто открывает свое дело. Например, арендовать помещения становится возможным на очень выгодных условиях. Приобрести необходимое оборудование, скорее всего, так же удастся по более выгодным ценам.
Кроме того, в то время как многие крупные компании сокращают штат или вовсе закрываются, на рынке труда появляется множество высококвалифицированных специалистов. При грамотном подходе, вполне реально подобрать штат сотрудников высокого класса, без вливаний денег в их привлечение.
Сложная экономическая ситуация, как правило, хорошо демонстрирует именно те ниши, в которых можно развивать свой бизнес. При падении потребительского интереса к дорогостоящим услугам и продукции, все же сохраняется и даже растет спрос на услуги эконом-класса. Кроме того, продукты питания и медикаменты во все времена – вне конкуренции.
В кризис, при росте инфляции, небольшие инвесторы ищут варианты для вложения собственных средств. Предложив интересную идею, грамотный бизнес-план, именно в кризисные времена легче привлечь небольшие инвестиции в свой бизнес. И это уже не кредит, а полноценный инвестор.
Основные правила успеха бизнеса в кризисные времена
Для любого вида бизнеса в условиях экономического спада важно сохранить рентабельность и избежать убытков. Рациональный и грамотный подход к расходам и тратам, спокойствие и здравый смысл – основа для дальнейшего развития.
Развитие компании, планомерное движение вперед, пусть даже и незначительное, но постоянное – залог ликвидности. Этот фактор важен в нелегкие времена, как никогда. Поэтому каждый шаг в сторону новых идей, неожиданных экспериментов дает возможность сохранить показатель ликвидности собственного бизнеса. Любые расходы компании должны быть обоснованными и оправданными. В кризис стоит избегать долгосрочных обязательств. Вполне возможно, что именно они станут роковым айсбергом для бизнес-корабля в нелегкое время.
Прибыль и успех собственного дела станут возможными в кризис при условии правильного планирования. Просчитать все возможные и невозможные риски необходимо еще на стадии формирования идеи и бизнес-плана. Анализировать ситуацию на нынешнем рынке, строить прогнозы по возможному развитию в кризис стоит особенно тщательно. Рассчитать потенциальные риски, предусмотреть пути «отхода» или минимизации возможных проблем – важная задача не только с точки зрения сохранения бизнеса на плаву. Здесь есть еще и психологический момент. Качественный и полный предварительный расчет позволяет предпринимателю чувствовать себя увереннее и смелее. А бизнес любит смелых.
Таким образом, основой успешного старта можно назвать:
- Грамотный расчет;
- Минимизация рисков;
- Ликвидность;
- Планомерное развитие.
Как и с чего стоит начинать?
Сформировать идею для своего собственного бизнеса необходимо с учетом кризисной ситуации и потребительского интереса. Идей для удачного старта более чем достаточно. Внимательный анализ рынка даст свои подсказки. Обязательным условием для успешного начала своего дела является четкое понимание, кто именно станет потенциальным клиентом.
Очень важно на начальном этапе разработки своего бизнес-плана знать, на какую аудиторию рассчитаны ваша услуга или товары. Отталкиваясь именно от аудитории, в дальнейшем будет значительно проще формировать предложение, акции и рекламу. Здесь будет важна каждая мелочь – к какой возрастной группе принадлежит потенциальный клиент, его покупательская способность, его социальная принадлежность. Такой подход позволит избежать ненужных расходов и непродуманных шагов в будущем.

Определившись с вектором работы и развития, нужно оформить все необходимые документы. Для малого бизнеса вполне доступными и комфортными могут стать такие виды регистрации, как:
- Индивидуальный предприниматель (ИП);
- Общество с Ограниченной Ответственностью (ООО).
Оформить ИП не составляет особого труда. На сегодняшний день эта операция обойдется дешевле тысячи рублей и не займет много времени. Регистрация ООО будет стоить несколько дороже. Выбирая форму собственности, стоит изучить все возможности каждой из них. При этом лучше учитывать дальнейшее развитие и возможности роста.
Открывая собственный бизнес, важно оценить любые возможные риски в юридической сфере. На этом этапе важно получить максимально грамотную консультацию опытного юристаКем может работать юрист, сколько за это платят и кому подойдет эта работа. В наше время самостоятельно можно легко упустить какие-то незначительные детали, которые впоследствии могут сыграть злую шутку. Не стоит экономить на юридических услугах. Это обеспечит спокойствие и даст возможность обойти любые подводные камни в нашем, увы, несовершенном законодательстве.
Подготовка всего необходимого: аренда помещений, наем сотрудников при необходимости – эти шаги крайне важны для старта и выполнить их нужно ответственно и грамотно. Стоит избегать любых избыточных трат. Например, выбирая площадь помещения для аренды – стоит выбрать самое небольшое из всех подходящих. Это даст возможность не только сэкономить на аренде, но и сберечь некоторое количество средств на оплате услуг ЖКХ.
Привлекая сотрудников в кризисное время, не стоит раздувать штат. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда вполне реально подобрать специалистов, которые смогут охватить сразу несколько видов деятельности.
Какой бизнес лучше открывать в кризисное время?
Развитие малого предпринимательства в России в большинстве случаев идет по пути предоставления наиболее востребованных услуг и товаров. Ни для кого не секрет, что еда и лекарства, чистящие и моющие средства пользуются спросом даже в самые тяжелые времена. Выбирая свое направление в бизнесе, стоит учесть не только спрос, но и свои собственные возможности. К примеру, для того, чтобы открыть сеть аптек или даже одну небольшую, понадобится вполне приличный стартовый капитал. А вот небольшой продуктовый магазинчик не потребует таких же огромных вложений.

В условиях кризиса важно понимать и учитывать интересы и покупательскую способность своей целевой аудитории. Население старается экономить на продуктах, при этом, не желая покупать товары низкого качества. Предложение качественных продуктов среднего ценового сегмента в шаговой доступности позволит не только пережить кризис, но и развить свой бизнес со временем. Закупая товары для своего магазина, можно заключить договора о регулярной доставке поставщиками небольших партий товара. Такое решение даст возможность не переживать о местах для длительного хранения. Этим будет озабочен поставщик.
В условиях Что такое экономический кризис, каковы причины его появления и как его избежать?экономического кризиса на рынке весьма востребованы услуги финансового консультирования. Обладая нужным образованием, опытом работы и пониманием нюансов кризисных ситуаций, можно построить свое собственное дело именно на таких консультациях. Говоря иначе, у населения есть проблемы – нужно предложить решение этих проблем. По сути, это универсально для любой области сферы деятельности. Успех любого бизнеса определяется именно способностью предложить потребителю доступные способы решения их проблем.
Как известно, падение покупательского спроса значительно влияет на компании, предлагающие дорогие услуги и товары. Например, с наступлением кризиса, компании, продающие автомобили, ощущают падение спроса. Однако, если население не покупает новые авто, это не означает, что люди перестают ремонтировать свои машины. Свой собственный автосервис, компания по продаже всевозможных запчастей для авто – востребованная ниша, хотя и весьма конкурентная.
Тем не менее, не нужно забывать, что компании, появившиеся еще в докризисные времена, вполне возможно не оптимизированы максимально. Это может быть и чрезмерно раздутый штат, и дорогая аренда зданий. Новый бизнес, в этом смысле, находится в более выгодных условиях. Но при этом новые игроки, только выходящие на рынок, лишены такой роскоши, как постоянные клиенты. Создание собственной клиентской базы подразумевает не только высококачественные услуги и товары. В сложных условиях кризисной экономики малое предпринимательство вынуждено искать возможности сделать потребителю такое предложение, от которого он не сможет отказаться.

Услуги по ремонту и продаже запасных частей актуальны не только в автомобильной среде. Учитывая снижение интереса населения к покупке новой бытовой техники, востребованной нишей для организации собственного дела становится ее ремонт и продажа запчастей и комплектующих.
Не стоит сбрасывать со счетов и сферу общепита. Горожане спешат по утрам на работу, не все успевают позавтракать дома. Студенты, школьники, офисные работники – это огромный рынок сбыта для недорогой и вкусной уличной еды или же доставки еды в офисы и конторы. Бизнес-ланчи или специальные и интересные предложения в этой сфере найдут своего потребителя при грамотном подходе к делу. Решая, например, открыть киоск с уличной едой в людном месте, не стоит забывать учитывать сезонность. Стоит добавить в свое меню в летнее время охлажденные напитки и интерес к киоску у горожан возрастет. Равно как и горячий чай или кофе в холода. Это небольшие хитрости, однако они привлекают внимание и интерес потребителя.
Собственное производство продуктов питания, полуфабрикатов – не менее интересная идея для стартапа. Выходя на такой конкурентный рынок в нелегкое время, важно удивить потенциального покупателя своим предложением. Это может быть что угодно, от огромного ассортимента и отличного качества продуктов до необычных упаковок и акций. На фоне общего кризиса и борьбы конкурентов за выживание стоит задуматься о том, чтобы предложить свою продукцию по цене с минимальной наценкой.
Как видно, примеров и идей, даже в кризисное время, более чем достаточно. В статье приведены лишь некоторые из них. Достаточно уделить внимание рынку и ситуации, продумать какую из ниш выгоднее всего занять. Тогда и шансы на успешный старт собственного бизнеса станут вполне реальными.
О чем важно помнить при организации бизнеса в кризис?
Несмотря на страх перед неизвестностью и опасения по поводу кризиса, открывать собственный бизнес в периоды экономического спада не только можно, но и нужно. Сложно найти лучшее время для успешного начала. Тому есть несколько причин.

Так, например, занявшись собственным делом в кризис, предприниматель получает возможность иметь более быстрый отклик рынка на свое предложение. В обычное время, при введении на рынок нового товара или услуги, понадобится не один месяц для того, чтобы понять востребовано ли это предложение и насколько оно конкурентоспособно.
А вот в кризис, как ни странно, рынок откликается намного быстрее. Это дает возможность быстро реагировать на ситуацию, менять, при необходимости, направление своего развития. Таким образом, кризис воспитывает в предпринимателе быстроту реакции, развивает хорошее ощущение спроса.
Принимая решение об открытии собственного дела в кризис, предприниматель должен быть уверен в том, что у него есть не только финансовая поддержка для старта, но и определенный резерв, своеобразная страховка. Это не только развязывает руки и открывает новые возможности, но также дает ощущение уверенности.
И один из, пожалуй, самых важных моментов при основании своего бизнеса в кризис. Какой бы вид деятельности начинающий бизнесмен не выбрал, как бы хорошо не просчитал все риски и возможности, все это не играет никакой роли, если не выбрать правильное время. Специалисты, эксперты в области бизнеса и финансов в один голос рекомендуют открывать собственное дело, в то время, когда кризис уже идет на спад. Во-первых, самые крупные конкуренты уже весьма измотаны нелегкими этапами кризисных времен. С ними будет легче конкурировать. И, во-вторых, новый бизнес начинает свою работу с перспективами на скорый выход из кризиса. Это дает возможность не бояться рисковать своими финансами, вкладывать деньги в расчете на быструю прибыль.